Занятие 17
1. Установление контакта
Задача: создавать
доверительные отношения, настрой на работу.
Материал: новогодняя елка,
В гости к детям пришла елочка и
здоровается.
2. Упражнение «Ах, ох!»
Задача: развивать
речевое дыхание.
Материал: новогодняя елка.
— Ребята, посмотрите, какая
красивая и нарядная елка. А-ах, о-ох! (Повторить несколько раз.)
3. Упражнение «Месим тесто для новогоднего торта»
Задача: укреплять мышцы языка, снимать
зажимы артикуляционного аппарата.Взрослый показывает детям упражнение для языка:
улыбнуться, пошлепать языком между
губами — «пя-пя-пя». Удерживать
широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 (10). Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть
широким, его края касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Необходимо следить,
чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Затем покусать кончик языка зубами. Эти два
движения чередовать.
4. Упражнение «Разложи по
порядку»
Задача: развивать мыслительную операцию
(сериация). Материал:
наборы шаблонов
елок разной высоты из 3-х штук на каждого участника.
Взрослый раздает детям наборы и
просит разложить елки от самой низкой до самой высокой. Образец отсутствует.
Затем дается второе задание:
поменять местами самую низкую и самую высокую елки.
5. Упражнение «Укрась елку»
Задача: развивать мыслительную операцию
(классификация).
Материал: на каждого ребенка — 2 бумажные
елки; картонные
фигуры больших шаров красного, желтого цвета по 3 штуки каждого цвета и маленьких шаров
красного, желтого цвета по 3 штуки каждого цвета.
Взрослый раздает каждому ребенку
заготовки двух елок, большие
красные и желтые шары и маленькие красные и желтые шары. Затем объясняет, что эти шары отличаются
друг от друга по
цвету и размеру. Дает задание: «Первую елку украсить большими красными шарами, а вторую елку —
маленькими желтыми шарами».
6. Упражнение «Пальчики»
Задача: развивать моторику на микроуровне.
Взрослый предлагает детям
подготовить пальчики к рисованию и показывает движения: в положении сидя или стоя сгибаются руки в локтях. Затем
начинается сжимание и разжимание пальцев рук, постепенно темп ускоряется. Потом
расслабленные руки
опускаются, встряхнуть кистями рук.
7. Рисование пальцами на тему
«Новогодняя елка»
Задача: развивать моторику па микроуровне,
снимать нервно-психическое
напряжение.
Материал: гуашь, лист ватмана.
Взрослый предлагает детям
нарисовать елку, украшенную новогодними игрушками. Первый участник рисует одну деталь, затем подходит следующий участник
и рисует другую часть.
8. Прощание
Взрослый просит детей попрощаться
с елкой и друг с другом.
Занятие 18
1. Установление контакта
Задача: создавать доверительные
отношения, настрой на работу.
Взрослый предлагает детям
поздороваться друг с другом так, как это могли бы сделать снежинки.
2. Упражнение «Снежинка»
Задача: тренировать неречевое дыхание.
Материал: кусочек ваты.
— Это снежинка. (Взрослый
показывает детям кусочек ваты.) Сейчас мы будем соревноваться в том, у кого снежинка
улетит дальше всего.
Но делать мы это будем без помощи рук.
Взрослый кладет кусочек ваты на
край стола, а сдуть его надо на противоположный край. Взрослый демонстрирует: улыбнуться, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу
и, как бы произнося длительный звук [ф], сдуть кусочек ваты. Следить, чтобы нижняя губа
не натягивалась на нижние зубы, не надувались щеки, произносился звук [ф], а не [х]. Используется один выдох. Чем выдох
дольше, тем дальше летит «снежинка».
3. Упражнение «Месим тесто»
Задача: укреплять мышцы языка, снимать
зажимы артикуляционного
аппарата.
Взрослый показывает детям
упражнение для языка: улыбнуться, пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя». Затем покусать кончик языка зубами. Эти
два движения чередовать.
4. Упражнение «Добавлялки»
Задача: развивать
мыслительную операцию (анализ), стимулировать
речевую активность детей.
Взрослый предлагает поиграть в
интересную игру — добавлялки.
Инструкция: «Я говорю вам предложение, но у этого предложения пет последнего слова.
Это слово вам, дети, надо добавить. Но слово должно быть подобрано в рифму».
Са-са-са — в лесу бегает...
(лиса). Ла-ла-ла —
Мила в лодочке... (плыла). Со-со-со — у Сони... (колесо). Ра-ра-ра — высокая... (гора).
5. Упражнение «Найди одинаковые снежинки»
Задача: развивать мыслительные операции
(анализ и сравнение),
моторику на микроуровпе.
Материал: по 3 карточки с изображением 4-х
снежинок разных по величине, форме,
цвету, включающих две одинаковые.
— Найдите две одинаковые снежинки
и раскрасьте их.
6. Упражнение «Уголек на ладони»
Задача: развивать моторику на микроуровне,
глазодвигательную реакцию, повышать
тонус организма.
Материал: шарики для пинг-понга (по 1 на
каждого участника).
Взрослый предлагает поиграть с
шариками и показывает образец действий: подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой.
7. Изготовление снежинок
Задача: развивать моторику на
микроуровне.
Материал: заготовки для снежинок —
салфетки, сложенные для
вырезания снежинки, с выровненным нижним краем, ножницы по количеству детей.
Взрослый предлагает украсить
комнату снежинками. Для этого из заготовок дети вырезают ножницами край салфеток.
В
зависимости от умения пользоваться
ножницами задание можно усложнить — вырезать край
салфетки и ее центр.
8. Прощание
Взрослый предлагает детям попрощаться
так, как это сделали бы снежинки. |