Занятие 19
1. Установление контакта
Задача: создавать доверительные
отношения, настрой на работу.
Материал: магнитофон.
Взрослый предлагает детям
поздороваться друг с другом, следуя сигналам: если взрослый хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два
раза — спинками. Дальше звучит спокойная музыка, дети свободно ходят по залу.
Упражнение «Снежинка» (см.
занятие 18)
Упражнение «Поймаем снежинку»
Задача: укреплять
мышцы языка, снимать зажимы артикуляционного
аппарата.
Взрослый предлагает поиграть с
языком и демонстрирует: губы растянуть »в улыбке, затем приоткрыть рот, произнести: «А-а-а» и
прикусить широкий кончик языка (поймали снежинку).
4. Упражнение «Что лишнее?»
Задача: развивать мыслительную операцию
(анализ и классификация).
Материал: карточки с изображениями
предметов.
Взрослый демонстрирует детям
карточки и просит назвать лишнее.
Кукла, юла, кубики, волк. Пирожное, тарелка, чашка,
кастрюля. Клубника,
малина, кукла, смородина. Роза, ромашка, василек, туфли. Клубника, круг, квадрат,
треугольник. Волк,
лиса, тарелка, заяц. Пирожное,
квадрат, сыр, сосиски.
5. Упражнение «Вправо, влево»
Задача: развивать навыки ориентировки в
пространстве от себя, развивать
мыслительную операцию (сравнение).
Взрослый предлагает детям поиграть
и объясняет правила игры: когда дети видят красный круг, они поднимают правую руку (демонстрирует красный круг,
просит детей поднять правую руку), когда видят синий круг — поднимают левую руку (демонстрирует синий круг, просит
детей поднять левую руку).
6. Упражнение «Падают снежинки»
Задача: развивать
моторику на макроуровне, сенсомоторную чувствительность, снимать психоэмоциональное
напряжение.
Материал: магнитофон.
Дети сидят на полу.
— Представьте, что с неба падают
снежинки и вы ловите их ртом. А теперь снежинка легла: на лоб — наморщите его; на веки — поморгайте глазами; на носик — наморщите нос; на правую щеку — надуйте ее; на
левую щеку — надуйте ее; на подбородок — подвигайте челюстью; на плечи — приподнимите и опустите плечи; на руки — потрясите руками; на
ноги — лягте на спину и подергайте ногами. Снегопад прошел — вставайте, ребята.
7. Упражнение «Уголек на ладони»
Задача: развивать моторику на
микроуровне, глазодвигательную реакцию, повышать тонус организма.
Материал: шарики для пинг-понга (по 2 на
каждого участника).
Взрослый предлагает поиграть с шариками
и показывает образец действий: подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать
два шара одновременно двумя
руками.
8. Выкладывание по образцу
Задача: развивать
мыслительные операции (анализ и синтез), моторику
на микроуровне, развивать кинестетический контроль за движениями руки.
Материал: счетные палочки (по набору для
каждого участника), рисунки-образцы (снежинки).
Взрослый предлагает детям
выложить снежинки, используя счетные палочки и ориентируясь на образец.
9. Прощание
Взрослый предлагает представить
себя снежинками и попрощаться друг с другом как снежинки.
Занятие
20
1. Установление контакта
Задача: создавать доверительные
отношения, настрой на работу.
Материал: игрушечный снеговик или его
изображение. В гости
к детям приходит снеговик. Рассказывает о себе и приглашает провести с ним занятие.
2. Упражнение «Шарик»
Задача: развивать неречевое дыхание.
Взрослый от имени снеговика
предлагает детям стать в круг и взяться за руки. Взрослый начинает движение по кругу, сопровождая словами: «Дети взяли шарик
и стали надувать. Взрослый показывает, как надувают шарик. Дети повторяют. «Шарик надувается вот такой — большой».
Взрослый расширяет круг и поднимает руки вверх, а дети повторяют. «Вдруг шарик лопнул». Круг разрывается. Затем
игра повторяется.
3. Упражнение «Зарядка для языка»
Задача: укреплять мышцы языка, снимать
зажимы артикуляционного
аппарата.
- Сейчас, как обычно, будем
делать зарядку для язычка. Давайте покажем снеговику новое упражнение. Посмотрите, как делаю это упражнение я.
(Взрослый демонстрирует: рот широко раскрыть, язык медленно горизонтально высунуть изо
рта и обратно. Рот не закрывать.)
4. Упражнение «Разложи по порядку»
Задача: развивать мыслительную операцию
(сериация).
Материал: наборы шаблонов снеговиков
разной толщины из 4-х штук на каждого участника.
Взрослый раздает детям наборы и
просит разложить снеговиков от самого тонкого до самого толстого. (Образец отсутствует.)
5. Упражнение «Собери картинку»
Задача: развивать мыслительную операцию
(синтез).
Материал: разрезанные на 4 части картинки с
изображением снеговика
по количеству детей.
Взрослый предлагает детям собрать
картинку снеговика из разрезанных
деталей.
6. Имитация лепки снеговика
Задача: развивать моторику на
макроуровне, воображение, интерес к
совместной деятельности.
Взрослый предлагает детям
поиграть в снежную игру — слепить снеговика.
— Начинаем лепить снеговика с головы. Катаем из снега
шар. Кто может показать, как это
делается?
Продолжают лепить снеговика.
Взрослый показывает движения и сопровождает их словами.
7. Аппликация и:» салфеток «Снеговик»
Задача: развивать
моторику на микроуровне, интерес к творческой
деятельности, закреплять понятия «маленький», «средний», «большой».
Материал: салфетки, листы бумаги,
клей-карандаш.
Снеговик предлагает детям сделать
его портрет из салфеток.
— Посмотрите на меня внимательно. Я высокий и весь
кругленький. Я сделан из трех шаров.
Моя голова — самый маленький шар.
Дальше идет средний шар. И внизу — самый большой шар. Я раздаю вам листы бумаги. На них будет мой портрет.
Сначала давайте сделаем голову —
маленький шар.
Взрослый показывает: отрывает от
салфетки небольшой кусочек
и катает пальцами комок.
— Этот шар мы намазываем клеем и приклеиваем к листу.
Взрослый показывает.
Затем взрослый демонстрирует
дальнейший процесс изготовления шаров и сопровождает пояснениями от имени снеговика.
8. Прощание
Дети прощаются со снеговиком и
друг с другом с пожеланиями хорошо провести день. |