Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 28.03.2024, 16:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [340]
СКАЗОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ [15]
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО [33]
Главная » Файлы » РАЗВИТИЕ РЕЧИ » КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ЛЕТ. ЗАНЯТИЯ 1-2
06.09.2011, 20:09
Методические рекомендации к занятиям

Цель: развитие речемыслительной деятельности детей 3—4 лет через овладение контролем над собственными телесными действиями.

Задачи:

— стимулировать подвижность артикуляционного аппарата и развитие речевого дыхания;

— развивать мыслительные   операции   анализа,   синтеза, обобщения, группировки, сериации и классификации на основе сравнения множеств предметов и явлений по одному признаку; - формировать кинестетический контроль за движениями во время выполнения действий.

Условия проведения:

Занятия проводятся в достаточно просторном помещении, которое должно быть оснащено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для по­собий, оборудовано специальными, соответствующими возрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными, спортивными игрушками и игровыми пособиями, крупногабаритными материалами.

Работа с детьми 3—4 лет осуществляется в игровой фор­ме, игровое пространство организуется с использованием 4-х модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой).

В процессе занятия дети должны соблюдать правило: «Поль­зуйся всеми свободами, но не мешай другим».

В ходе работы должен осуществляться индивидуально-типологический подход. С одной стороны, необходим учет инди­видуально-типологических особенностей каждого ребенка, с дру­гой — учет особенностей группы в целом.

Занятия 1—4 являются также диагностическими. Получен­ная информация поможет скорректировать дальнейшие задания для каждой отдельно взятой группы.

Взрослый должен создавать атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.

Количество участников: 5—7 человек.

Количество занятий: 32 занятия (1 раз в неделю на протя­жении учебного года).

Длительность занятий: 15—20 минут.

Структура занятия:

1. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппа­рата дошкольников и навыков физиологически правильного дыхания

Блок упражнений включает в себя совместные движения руки и артикуляционного аппарата", « если они пластичны и свободны, помогают активизировать интеллектуальную деятельность детей, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.

После артикуляционных упражнений целесообразно прово­дить упражнения для развития речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным, Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое. Слабый вдох и выдох приводит к тихой речи. Неправильный толчкообразный вдох — то громкая, то тихая речь. Неравномерное pacпределение воздуха — добор воздуха в середине слова, торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.

Дыхательные  упражнения   сначала   проводятся без речи Упражнения по обучению детей дыхательному   управляемому ротовому неречевому выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков. Дыха тельные упражнения могут сочетаться с движениями.

Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (ах-ох-ух). Нагрузка постепенно возрастает за счет увеличения числа повторений и усложнения задания.

На данный блок упражнений во время занятия отводится 5 минут.

2. Упражнения, направленные на рязвитие мышления, обогащение и активизацию словарного запаса.

У ребенка в возрасте от 3-х лет интерес к окружающему
миру уже не ограничивается познанием внешних свойств предметов, а распространяется на их более существенные качества и взаимосвязь. Однако ограниченный опыт и возможности не позволяют ребенку самостоятельно разобраться во всех зако­номерностях и взаимосвязях окружающего предметного мира. Для того чтобы понять и усвоить все это, ему нужен взрослый человек, который становится источником новых знаний.

Взрослый стремится обогатить представления дошкольников об окружающем мире. Он привлекает детей к обсуждению во­просов познавательного характера в процессе совместных игр, а не просто сообщает интересные сведения. Кроме того, взрос­лый поощряет и стимулирует проявления собственно речевой активности каждого участника группы.

Данный блок упражнений включает в себя составление рассказов-описаний по игрушкам, загадок, слушание и запоми­нание стихотворений, практическое познание свойств и функций предметов, познание пространственных отношений.

Па данный блок упражнений во время занятия отводится 10 минут.

3. Упражнения и игры, направленные на развитие моторики на макроуровне, микроуровне и на среднем уровне

Блок упражнений включает в себя работу с телом на ма­кроуровне — упражнения на растяжение, расслабление и на­пряжение всего тела; микроуровне — упражнения на развитие мелкой моторики; среднем уровне — упражнения с различными предметами для рук, а также упражнения на развитие зритель­ного анализатора.

Развитие моторики на макроуровне:

Данные упражнения помогут ребенку осознать свою теле­сную активность и улучшить контакт с телом, что ведет к фор­мированию положительного образа своего тела и повышению эмоциональной устойчивости.

Развитие моторики на микроуровне:

Существует тесная связь между координацией движений и речью. Исследования Л. А. Панащенко, проводимые с детьми первых недель жизни и включающие массаж кистей рук и пас­сивные сгибания и разгибания пальчиков, показали, что рече­вые области формируются под влиянием импульсов, поступаю­щих от пальцев рук. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов. Последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности


Занятие 1

1.       Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу.

Материал: игрушечная собака.

В гости к детям пришла собака. Взрослый предлагает по­здороваться с ней разными способами, поздороваться друг с другом.

2.       Упражнение «Как собака»

Задача: укреплять мышцы языка, развивать речевое дыхание, снимать зажимы артикуляционного аппарата.

Материал: игрушечная собака.

     Собака спешила в гости к детям и очень устала. Давайте покажем друг другу, как она дышит.

Взрослый демонстрирует частое ротовое дыхание с силовым вдохом и выдохом.

Затем по примеру ведущего дети высовывают язык и произ­водят движения высунутого языка: вверх, вниз, по кругу, высу­нуть, убрать и т. д.

     Собаке жарко, давайте на нее подуем. (Дети дуют по при­ меру ведущего.) Собаке стало хорошо. Как она говорит? Ох-х.
(По примеру ведущего дети на выдохе произносят: «Ох-х».)

Необходимо следить затем, чтобы дети правильно выполня­ли инструкцию и после задания расслабляли мышцы лица.

3.       Чтение стихотворения «Собака»

Задача: стимулировать речевую активность детей.

Материал: игрушечная собака.

Взрослый читает стихотворение. Затем просит детей повто­рить то, что они запомнили. Повторное чтение стихотворения сопровождается движениями детей в соответствии с текстом.

К нам пришла собачка,

Хвостиком виляет,

Глазками моргает,

Очень громко лает:

«Ав-ав-ав-ав».

4.       Беседа о собаке

Задача: развивать мыслительную операцию (анализ), стимули­ровать речевую активность детей.

Материал: игрушечная собака.

Взрослый задает детям следующие вопросы:

Как зовут собаку?

Где живет собака?

Какие части тела есть у собаки?

Чем питается собака? -

Как называются детеныши собаки?

Затем взрослый обобщает ответы в единый рассказ об игруш­ке и просит детей повторить.

5.       Упражнение «Собака в будке»

Задача: развивать моторику на макроуровне.

Взрослый предлагает детям представить себя собачками. Собаки лежат в будках (сесть на согнутые в коленях ноги, наклонить туловище вперед, опереться на согнутые в локтях руки). Затем собака вытягивает передние лапы, потягивается и зевает. (Взрослый демонстрирует: руки вытянуть вперед, потянуться туловищем за руками, зевнуть.) Затем собака снова ложится. (Повторить несколько раз.)

6.       Упражнение «Палочка»

Задача: развивать моторику на микроуровне, формировать ки­нестетический контроль за движениями руки во время выполнения действий.

Материал: палочки диаметром 1,5 см.

     Собака любит играть с палочкой. Катать палочку. Давай­ те мы, как собачки, покатаем палочку. (По примеру взрослого дети катают палочки по иолу, по столу. Упражнение выполняют обеими руками. Затем дети катают палочку каждым пальчиком обеих рук.)

7.       Упражнение «Дорога домой»

Задача: развивать моторику па микроуровне, развивать кине­стетический контроль за движениями руки во время выполнения действий.

Материал: карандаши, листы бумаги с. простым лабиринтом или чистые.

     Собака хочет домой, но не знает, куда идти  Давайте на­ рисуем ей дорогу домой. (Каждый рисует спою дорогу. Дети выполняют упражнение обеими руками, даже если плохо полу­чается. Затем проводят дорогу каждым пальчиком обеих рук.)

8. Прощание

Все становятся в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят: «До свидания».

Занятие 2

1.       Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу.

Материал: игрушечная собака.

В гости к детям снова пришла собака. (Дети здороваются с ней разными способами, здороваются друг с другом.)

2.       Упражнение «Как собака»

Задача.: укреплять мышцы языка, развивать речевое дыхание, снимать зажимы артикуляционного аппарата. Материал: игрушечная собака.

— Давайте вспомним, как собака дышит, когда устает. Ка­кие движения делала собака языком? Когда собаке было жарко, как мы на нее дули? (Дети вспоминают с помощью ведущего, что было на предыдущем занятии, и выполняют задания.)

3.       Упражнение «Назови одним словом»

Задача: развивать мыслительные операции (обобщение, и клас­сификация).

Материал: карточки с изображениями.

Взрослый просит детей внимательно посмотреть на картинки и назвать предметы одним словом:

Яблоко, груша, слива — это... (фрукты)

Малина, клубника, смородина — это... (ягоды)

Капуста, картофель, помидор — это... (овощи)

Платье, брюки, свитер — это... (одежда)

Хлеб, сосиски, сыр — это... (еда, пища)

Туфли, босоножки, сапоги — это... (обувь)

Собака, кот, корова — это... (домашние животные)

Круг, квадрат, треугольник — это... (геометрические фигуры)

4.       Упражнение «Запомни и назови картинки»

Задача: развивать мыслительную операцию (классификация), развивать кратковременную память.

Материал: карточки с изображениями.

Выполнение данного упражнения строится на основе предыду­щего. Используются те группы карточек, которые дети не смог­ли обобщить или справились с помощью взрослого.

Взрослый показывает детям группу карточек и просит на­звать все предметы одним словом. Затем карточки закрываются и дети должны перечислить предметы, которые они запомнили.

Упражнение «Собака в будке» (см. занятие 1)

Упражнение «Палочка» (см. занятие 1)

Выкладывание по образцу

Задача: развивать моторику на микроуровне, развивать зритель­ный контроль за движениями руки во время выполнения действий.

Материал: счетные палочки, образцы с узорами на каждого участника (используются простые узоры).

— Собака уже хочет домой, но дорогу забыла. На прошлом занятии вы рисовали ей дорогу домой, а сейчас давайте выло­жим дорогу с помощью счетных палочек.

Каждый выкладывает свою дорогу. Упражнение выполняют обеими руками, даже если плохо получается. Затем проводят дорогу каждым пальчиком обеих рук.

8.       Прощание

Взрослый просит детей попрощаться друг с другом так, как это сделали бы собачки (например: потереться носами).

Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin | Теги: словарный запас, работа в детском саду, занятие в детском саду, пересказ, разработка занятия, развитие речи дошкольников, игра, ДОУ, лексическая тема
Просмотров: 5343 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru