Занятие 21
1. Установление контакта
Задача: создавать доверительные
отношения, настрой на работу.
Материал: игрушечный
снеговик или его изображение.
В гости к детям опять пришел
снеговик. Снеговик просит детей вспомнить о том, что было на прошлом занятии. Упражнение «Шарик» (см.
занятие 20)
Упражнение «Зарядка для языка» (см,
занятие 20)
Сочиним загадку про снеговика
Задача: развивать
мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение),
стимулировать речевую активность.
Снеговик говорит: «Я знаю загадки
про снеговика!»
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа тут морковка,
Уголечки вместо глаз.
Вместо шляпы медный таз.
Кто я?
Дети отгадывают. Снеговик
говорит: «Вы сможете сочинить про меня загадки? Я вам буду помогать».
5. Упражнение «Спрячь снеговика»
Задача: развивать умение располагать
предметы в пространстве
относительно других объектов.
Материал: картонные фигурки снеговиков по
количеству участников.
Взрослый раздает детям фигурки
снеговиков и просит их прятать в соответствии с инструкцией (под стол, на стул, впереди стола, за стол, на верхнюю
полку, на нижнюю полку).
6. Упражнение «Снеговик»
Задача: развивать моторику на
макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение.
Взрослый предлагает детям
представить себя только что слепленным снеговиком — тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело
солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и опускается голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.
В конце упражнения каждый ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он лужица воды.
7. Упражнение «Перехват снежка»
Задача: развивать моторику на
микроуровне.
Материал: снежки.
Взрослый раздает детям снежки и
предлагает поиграть с
ними. Необходимо перекладывать снежок из одной руки в другую вокруг себя. При этом руки
находятся на различных уровнях: шеи, пояса и таза.
8. Рисование
по точкам
Задача: развивать моторику на микроуровне.
Материал: точечные, рисунки снеговика на
каждого участника, карандаши.
Взрослый раздает детям рисунки и
предлагает нарисовать снеговика
по точкам.
9. Прощание
Дети прощаются со снеговиком и
друг с другом, дарят снеговику рисунки.
Занятие
22
1. Установление контакта
Задача: создавать доверительные
отношения, настрой на работу. Дети здороваются друг с другом и с взрослым разными способами.
2. Упражнение «Ниточка»
Задача: развивать речевое дыхание.
Материал: мотки
ниток по количеству детей.
Взрослый делит группу детей
пополам. Предлагает каждому ребенку первой подгруппы взять в руки моток ниток, а детям другой подгруппы взять
кончики нитей у тех детей, которые держат мотки. Дальше дети должны ухватиться за кончик нитки и начать непрерывно
тянуть гласный звук [а], разматывая при этом клубок. Нитка может оказаться длинной или короткой в зависимости от
того, какой ритм речевого выдоха у ребенка. Подгруппы меняются местами.
3. Упражнение «Маятник»
Задача: укреплять мышцы языка, снимать
зажимы артикуляционного аппарата.
Взрослый предлагает детям показать
язык. Для этого необходимо широко
раскрыть рот. Язык медленно горизонтально максимально высунуть изо рта. Затем взрослый просит детей двигать язык по сторонам до уголков рта (как качается
маятник часов).
4. Упражнение «Закончи предложение»
Задача: развивать
понятийное мышление и обогащать словарный запас.
Материал: мяч.
— Сейчас я буду бросать мяч
кому-то из вас и говорить начало предложения, а вы должны закончить мое
предложение. Давайте
попробуем. Лимоны кислые, а сахар... Как вы закончите предложение? Сладкий!
Собака лает, а кошка...
Ночью темно, а днем...
Ты ешь ртом, а слушаешь...
Зимой холодно, а летом...
Птица летает, а змея...
Трава зеленая, а небо...
5. Рассказы детей на тему «Как я играю зимой»
Задача: развивать память, стимулировать
речевую активность.
Материал: картина «Зимние забавы».
Взрослый предлагает внимательно
посмотреть на картину и
рассказать, что на ней изображено. Если дети затрудняются, то взрослый помогает наводящими
вопросами. Затем взрослый спрашивает у детей о том, как они играют зимой.
6. Изготовление снежков из салфеток
Задача: развивать
моторику на микроуровне.
Материал: салфетки.
Взрослый предлагает сделать снежки
прямо в группе из салфеток,
затем поиграть в снежки. Снежки изготавливаются следующим образом: каждая салфетка
раскладывается. Первая
салфетка сминается в кулаке. На нее накладываются следующие салфетки и тоже
сминаются в кулаке все вместе. Взрослый демонстрирует детям образец изготовления снежков и каждый ребенок делает столько
снежков, сколько успеет за отведенное время.
7. Упражнение «Раздавим снежок»
Задача: развивать моторику на
микроуровне, глазодвигательную реакцию,
повышать тонус детского организма.
Материал: шарики для пинг-понга (по 1 штуке
на каждого участника).
Взрослый предлагает поиграть с
шариками и показывает образец действий: шар положить в центр ладони, второй рукой накрыть шар и сдавливать его с
обеих сторон, как бы пытаясь раздавить его.
Упражнение выполнять попеременно
левой и правой рукой.
8. Игра «Снежки»
Задача: развивать
моторику на макроуровне.
Материал: снежки из салфеток, корзины.
Взрослый предлагает зимнюю забаву
— игру в снежки и рассказывает
правила: дети делятся на две команды и становятся в шеренги рядом. Напротив каждой
шеренги стоит корзина, в которую участники бросают свои снежки.
Побеждает та команда, в корзине
которой оказалось больше, снежков.
9. Прощание
Дети прощаются друг с другом,
пожимая ладони каждому. |