Занятие
29
1. Установление
контакта
Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Взрослый предлагает детям
поздороваться, глядя в глаза друг другу.
2. Беседа
о весне
Задача: развивать мыслительные операции (анализ, синтез и обоб-щение), стимулировать речевую
активность.
Взрослый говорит о том, что пришла весна, и беседует с
детьми о весне по
следующим вопросам:
— Какай пора года сейчас?
Как мы узнаем о том, что пришла весна?
Солнце часто видим?
Солнце греет?
Небо какого цвета?
Чем покрыта земля?
Какие деревья весной?
Как ведут себя птицы и животные весной?
Какую одежду люди надевают весной?
В какие игры на улице можно играть весной?
После вопросов взрослый обобщает:
— Когда
наступает весна, становится все теплее и теплее с каждым днем. Солнце светит часто и греет землю. Небо может быть покрыто тучами, и тогда идет
дождь. А может быть голубым и чистым. Снег тает.
Земля покрывается травой, на деревьях распускаются листья. Позже, в мае, цветут деревья. Животные просыпаются от
зимней спячки, а птицы прилетают из теплых стран. Люди
снимают теплую одежду.
Дни становятся длиннее. Дети весной
любят бегать, шлепать по лужам.
Упражнение «Вдыхаем запах сирени»
Задача: развивать неречевое дыхание.
— Давайте
представим себе распустившуюся сирень. Сирень
очень вкусно пахнет. Мы стоим под
кустом и вдыхаем запах.
(Взрослый демонстрирует: стать прямо,
ноги на ширине плеч.)
Представьте куст сирени, вдыхайте запах. Запах
замечательный и хочется продлить вдох.
(После вдоха небольшая пауза, затем медленный выдох также через нос, как
бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.)
4. Упражнение
«Сдуваем лепесток»
Задача: укреплять мышцы языка, развивать неречевое дыхание.
Материал: кусочки ваты по количеству детей.
Взрослый раздает кусочки ваты детям и предлагает представить, что ватка — это лепесток
цветка. Показывает, как лепесток можно сдувать с носа. Взрослый следит, чтобы у детей язык был широким, и форме
чашечки, прижатым к верхней губe Ватка сдувается с носа вверх.
5. Упражнение
«Наоборот»
Задача: развивать мыслительную операцию (сравнение).
Взрослый предлагает назвать слова наоборот:
Теплый
— ... (холодный)
Большой — ... (маленький)
Высокий — ... (низкий)
Толстый
— ... (худой)
Длинный — ... (короткий)
6. Релаксационный
танец под музыку «Весна»
Задача: развивать моторику па макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение. Материал: магнитофон.
Под музыку дети изображают в танце весну.
7. Упражнение
«Фасолька»
Задача: развивать моторику на микроуровне, межполушар-пые связи.
Материал: фасоль, по 2 тарелки на каждого участника. Взрослый предлагает поиграть с
фасолью:
— Правой
рукой переложите фасоль из одной тарелки в другую. Брать ее нужно по одной. Левой
рукой переложите фасоль обратно.
8. Упражнение
«Цветок»
Задача: развивать моторику на микроуровне, формировать кинестетический контроль за
движениями руки во время выполнения действий.
Материал: фасоль, пластилиновые таблички по количеству детей.
Взрослый предлагает детям на пластилиновой табличке выложить цветы из фасоли.
9. Прощание
Взрослый собирает детей в круг. Дети берутся за руки и, пожимая
соседу руку, говорят: «Как хорошо быть вместе!»
Занятие 30
1. Установление
контакта
Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Взрослый предлагает детям
поздороваться друг с другом как капитаны кораблей.
2. Упражнение
«Подуем на кораблик»
Задача: развивать неречевое дыхание.
Материал: открытая емкость с водой, бумажный кораблик.
Взрослый демонстрирует корабль детям и рассказывает о
том. как раньше,
когда приходила весна, играли с бумажными корабликами, пускали их по воде. Затем предлагает
детям поиграть с
кораблем, но не трогая его руками. Взрослый демонстрирует: стоя, медленно вдохнуть носом и
одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать
медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Ноги в коленях не сгибать.
Каждый ребенок делает упражнение 2—3 раза. Взрослый должен внимательно следить за
качеством (выполнения.
3. Упражнение
«Сделаем язык широким»
Задача: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном
расслабленном состоянии, снимать зажимы артикуляционного аппарата.
Взрослый предлагает поиграть с языком. Демонстрирует: улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. Губы
сильно не растягивать в улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать
язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
4. Беседа о кораблике
Задача: развивать мыслительные операции (анализ и синтез), стимулировать речевую активность детей, творческое
мышление. Материал: игрушечный корабль.
Взрослый показывает игрушку и просит детей внимательно
посмотреть на нее. Затем расспрашивает детей о корабле по следующей схеме: какого цвета,
какого размера, из чего сделан, какие есть части, какие действия с предметом можно
совершать. Разрозненные ответы детей взрослый объединяет в единое изложение,
рассказывает сам об игрушке, а потом просит детей повторить рассказ.
5.
Выкладывание по образцу.
Задача: развивать
мыслительные операции (анализ и синтез), моторику
на микроуровне, развивать кинестетический контроль за движениями руки.
Материал: счетные палочки по набору для каждого участника, рисунок-образец (корабль).
Взрослый предлагает детям самим построить корабль, используя счетные палочки. Как
делать корабль, можно посмотреть на образце.
6. Упражнение «Палуба»
Задача: развивать моторику на макроуровне.
Взрослый предлагает детям представить себя на корабле:
— Качает. Чтобы не упасть, нужно
расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу — перенести массу тела на
правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается
пола). Выпрямиться! Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону — прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох,
выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
7. Упражнение
«Кулачки»
Задача: развивать предпосылки для рассогласования движений, стимулировать межполушарные связи.
Взрослый предлагает после «постройки» корабля дать рукам еще одно задание: показать
сжатые кулачки, затем разжать сначала один кулачок, затем его сжать, а разжать другой. Постепенно скорость увеличивается.
8. Прощание
Взрослый просит детей попрощаться так, как это делают капитаны. |