Занятие
5
1. Установление контакта
Задача: создавать
доверительные отношения, настрой на работу.
В гости к детям пришел Петрушка. Взрослый предлагает поздороваться с ним разными
способами, которые они придумают сами.
2. Упражнение.
«Трубочка»
Задача:развивать четкие, энергичные движения губ, снимать зажимы артикуляционного аппарата.
Петрушка очень веселый. Он любит играть, шалить. Он знает много разных забавных игр и предлагает нам поиграть
с губками.
Посмотрите, как он это делает.
Взрослый демонстрирует: губы сомкнуть и вытянуть в трубочку,
произнести: «у-у-у», затем расслабить мышцы губ. Дети повторяют несколько раз.
3. Упражнение
«Надуть живот»
Задача: тренировать неречевое дыхание.
— Петрушка еще умеет надувать живот как мяч.
Взрослый демонстрирует: лечь на пол, руку положить на живот и делать глубокий вдох через
нос, выпячивая живот (получается круглый живот, похожий на мяч), затем делать выдох через рот. Дети повторяют
несколько раз.
4. Отгадывание загадок
Задача: развивать
мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация); развивать
концентрацию внимания.
Петрушка загадывает детям загадки:
Молоко пьет, С
хозяином дружит,
Песенки
поет, Дом
сторожит,
Чисто умывается, Живет под крылечком,
А с водой не знается. А хвост колечком. (Собака.) (Кошка.)
Спереди
— пятачок,
Сзади
— крючок,
Посередине — спинка,
На спинке — щетинка. (Свинья.)
Взрослый обобщает знания детей о домашних животных с помощью следующих вопросов:
Где живут кошка, собака и свинья?
Кто строит им жилища?
Чем питаются эти животные?
Кто их кормит?
Кто их детеныши?
Как назвать одним словом кошку, собаку и свинью?
5. Упражнение
«Составь картинку»
Задача: развивать мыслительную операцию (синтез).
Материал: кукла Петрушка, картинка-образец с изображением Петрушки, разрезанные картинки
с изображением Петрушки по количеству детей.
— Петрушка
принес рисунок. Вот он какой красивый. (Взрослый демонстрирует картинку-образец с
изображением Петрушки.) Вот такие же картинки, но они
разрезаны. Посмотрите, как я составлю одну. (Демонстрирует
составление картинки.) Теперь каждый составит свою картинку.
Упражнение выполняется с опорой на образец.
6. Релаксационный
танец под музыку
Задача: развивать моторику на макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение, развивать воображение. Материал: кукла Петрушка, магнитофон.
— Петрушка
очень любит танцевать. Он принес кассету со своей любимой музыкой (песней) и
предлагает нам ее послушать и потанцевать.
Звучит мажорная музыка. Детям предлагается подвигаться под музыку.
7. Упражнение
«Лимон»
Задача: развивать моторику.
Взрослый предлагает детям стать в круг и представить, что
у каждого в руке есть
лимон, из которого нужно выжать сок. Взрослый демонстрирует: стоя, опусти, руки ними. Медленно
сжимать как можно
сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена рука. Затем «бросить» лимон и
расслабить руку.
Выполнить то же упражнение левой рукой.
8. Игра
с карандашом
Задача: развивать внимание,
моторику на микроуронне, согласованность
действий обеими руками.
— Сейчас мы
поиграем с карандашом. Положите руки на стол. Возьмите карандаш и положите
его на ладонь, как делаю я. Другой ладонью накройте карандаш и
прокатайте палочку между ладонями. (Дети повторяют
несколько раз. Постепенно нажим ладоней на карандаш усиливается.)
9. Прощание
Дети прощаются с Петрушкой и друг с другом, желая хорошо провести день.
Занятие 6
1. Установление контакта
Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу.
Материал: игрушечный заяц.
К детям прибегает заяц. Он испуган, дрожит, говорит, что
за ним гонится лиса.
2. Упражнение
«Зубки стучат»
Задача: развивать четкие энергичные движения нижней челюстью.
Взрослый предлагает детям показать, как у зайца зубы стучат от страха. (Дети выполняют
энергичные движения нижней челюстью.) Повторить несколько раз.
— Заяц так
испуган, что может сказать только: «Ды-ды-ды».
(Взрослый просит детей произнести «ды-ды-ды» вместе с зайцем.)
3. Упражнение «Ох, ах!»
Задача: развивать речевое дыхание.
Взрослый просит детей показать, как расстроился заяц. (Дети произносят: «Ох, ах!»)
Повторить несколько раз.
4. Беседа
о зайце
Задача: развивать
мыслительную операцию (анализ), стимулировать
речевую активность детей.
Взрослый задает детям вопросы:
Где живет заяц?
Чем он питается?
Заяц дикое или домашнее животное? Почему?
Какого цвета заяц зимой, какого — летом?
Как называются детеныши зайца?
Кто добывает ему пищу?
Затем взрослый обобщает ответы в единый рассказ об игрушке и просит детей повторить.
5. Упражнение
«Найди одинаковое»
Задача: развивать мыслительную операцию (сравнение).
Материал: карточка с
изображением 4-х зайцев, 2 из которых одинакового
цвета; карточка с изображением 4-х зайцев, 2 из которых одинаковой формы;
карточка с изображением 4-х зайцев, 2 ил которых похожи по цвету и
форме.
Взрослый, показывая первую карточку, просит детей найти двух одинаковых зайцев (цвет).
Затем показывает карточку, где зайцы схожи по форме и также просит найти двух одинаковых. После предъявляется карточка, где
два зайца схожи одновременно по цвету и форме.
После каждого предъявления взрослый уточняет у детей, на основе какого признака они выбрали
двух одинаковых зайцев.
6. Игра
«Зайчата»
Задача: развивать моторику на макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение.
Материал: магнитофон. Взрослый собирает детей на ковре.
— Представьте,
что вы стали зайчатами. Наступила ночь. Зайчата спрятались под куст, сжались
в клубок и опустили головы, закрыли глазки. Сладко спят
зайчата. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи
коснулись зайчат и стали их будить. Зайчата медленно
просыпаются. Вот они осторожно
пошевелили пальчиками на лапках,
открыли глазки, медленно приподняли головки, вытянули шеи и с
любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать — они
расправили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли
лапки вверх. С добрым утром, зайчата. (Свои слова взрослый
сопровождает показом.)
7. Упражнение
«Передай по Кругу»
Задача: развивать моторику.
Материал: морковка.
Взрослый предлагает детям поиграть (морковкой. Для этого дети становятся в круг спиной
к центру, передают морковку друг другу по кругу.
8. Упражнение «Дорисуй картину»
Задача: развивать моторику на микроуровне.
Материал: цветные карандаши и незаконченные рисунки по количеству
детей.
Взрослый предлагает детям дорисовать рисунки: у солнышка — лучики, у зайца — усы, у елки
— иголки. Следит за тем, чтобы линии были прямые, нужного размера и цвета.
9. Прощание
Дети по очереди обнимают зайца, прощаясь с ним. |