Часть I
1. Упражнение для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог, используя только
мимические средства, выражает мимикой различные эмоциональные состояния
(можно использовать также графические изображения, фотографии,
репродукции и т. д.).
В процессе выполнения
задания необходимо побуждать детей к развернутому описанию
демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека:
— Вот так вы радуетесь.
— Вы грустите,
сердитесь.
— Сейчас вы удивились?
— Давайте вместе
попробуем задуматься (погрустить, обрадоваться).
— Молодцы! Хорошо!
2. Артикуляционное
упражнение «Окошечко в домике открылось»
Упражнение повторяется 4-5
раз.
3. Развитие речевого
дыхания
Педагог доступно объясняет
детям, какую роль играет дыхание в речи. В процессе занятий необходимо
следить, чтобы дети производили вдох без напряжения, плавно, не поднимая
плеч при вдохе и не втягивая живот при выдохе.
Следует также учить детей
рационально расходовать воздух при выполнении любых речевых упражнений.
Все упражнения по дыханию начинаются с выдоха.
— Жил-был смелый
мальчик. Однажды у него заболело горло.
Повела мама мальчика к
врачу. Доктор попросил мальчика открыть рот и сказать: а-а-а... Мальчик
не испугался, открыл широко рот и сказал: а-а-а...
Педагог предлагает детям
найти на рисунке фигуру доктора, мысленно (в воздухе) поставить около
нее указательный палец любой руки (педагог на первых занятиях не
уточняет, правой или левой) и произнести, не прерываясь, звук а на одном
дыхании, сопровождая это движением в воздухе указательного пальца по
«звуковой дорожке» в заданном (умеренном) темпе до фигуры мальчика на
рисунке.
Затем упражнение повторяется
с движением указательного пальца другой руки от фигуры мальчика до
верхней точки (фигуры доктора).
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: аист,
астра, Аня, палка, мама, рак, мак, фара, каша. Маша и т. д.
Услышав слово со звуком а,
дети должны хлопнуть в ладоши.
На всех занятиях в этом виде
упражнений используются рисунки цветной вклейки в конце пособия,
нумерация которых соответствует нумерации занятий.
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука а,
развитие элементов интонационной выразительности
— Послушайте потешку.
Слушайте внимательно. Какой звук я выделяю голосом?
На первом и последующих
занятиях педагог максимально утрирует артикуляцию и звукопроизношение.
Наша Маша маленькая
На ней шубка аленькая.
— Какой это звук?
Педагог подходит к каждому
ребенку, малыш тихо воспроизводит услышанный им звук. Это дает педагогу
возможность определить уровень развития слухового внимания,
фонематического восприятия каждого ребенка.
— Обратите внимание, как
правильно произносится звук а.
— Произнесите этот звук
хором, четко артикулируя.
— Повторите потешку без
голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук в словах.
— Повторите потешку тихо
(громко).
Часть II
Оборудование и
материалы: ковер или другое покрытие (размер не менее 2x3 м).
Все дети стоят у кромки
ковра (у обозначенной линии).
— Давайте договоримся.
Там, где мы стоим, — это низ ковра.
Противоположная сторона —
это верх ковра. А это — центр ковра.
Педагог встает в центр
ковра.
— По моей команде вы
должны встать там, где я скажу.
— Внимание! Встаньте
вверх ковра.
— Где вы стоите? (Вверху
ковра.)
— Встаньте в центр
ковра.
— Где вы стоите? (В
центре ковра.)
— Встаньте вниз ковра.
— Где вы стоите? (Внизу
ковра.)
— Девочки, встаньте
вверх ковра.
— Где стоят девочки?
(Вверху ковра.)
— Где стоят мальчики?
(Внизу ковра.)
— теперь мальчики
встанут в центр ковра, а девочки — в низ ковра.
— Где стоят мальчики? (В
центре.)
— Где стоят девочки?
(Внизу.)
Задания можно давать как
отдельным детям, так и парам или всей группе — одновременно.
Если дети быстро усвоят
понятия верх, низ, центр, можно переходить на следующем занятии к более
сложным заданиям. Если для детей данной группы эти понятия сложны, то с
ними можно поиграть в свободное от занятий время или повторить эти
задания на следующем занятии.
|