Кто больше слов скажет
ЦЕЛЬ: Учить называть качества, признаки и действия
животных, обращая внимание детей не только на внешний вид героев, но и на черты
характера.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель показывает картинку с изображением белочки
и предлагает детям рассказать: какая белочка, что она умеет делать, какой у нее
характер. Тем самым воспитатель дает большой простор для подбора слов разных
частей речи и называния не только внешних черт (белочка рыжая, пушистая,
шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она взбирается на сосну, собирает
грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи).
Аналогично воспитатель может дать задания рассказать
про других зверят: зайчика, лисенка, ежика и т.д.
Кого можно гладить
ЦЕЛЬ: Познакомить с многозначным глаголом «гладить».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить.
А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить?
(Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)
Глажу платье утюгом, А кота и кошку, Что гуляют под
окном, Глажу я ладошкой.
— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет,
выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У
собачки.., у дивана..?
Р учка-ножка
ЦЕЛЬ: Познакомить с разными значениями слов «ручка»,
«ножка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает,
другой провожает, всем, кто придет, — ручку подает». (Двернаяручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
— Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За
ручку можно...»
— А какие предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте
предметы, у которых есть ножка.
Как сказать по-другому?
ЦЕЛЬ: Учить заменять многозначные слова в
словосочетаниях.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Скажите по-другому: «Часы идут (ходят, ...). Мальчик
идет (шагает,..). Снег идет (падает, ...). Поезд идет (едет, мчится). Весна
идет (наступает, ...). Пароход идет (плывет, ...)».
— Закончите предложения: «Мальчик пошел... Девочка
ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно
сказать, что он не идет, а...»
— Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку.
Стучат, стучат, не велят скучать. Идут-идут, а все тут
да тут.
(Часы.)
Кто это ползет
ЦЕЛЬ: Учить подбирать слова, обозначающие признаки и
действия, составлять описание.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом
везет?»
Дети отгадывают загадку, рассматривают улитку, обращают
внимание на домик и рожки.
Воспитатель загадывает вторую загадку: «Глаза на
рогах, а
домок на спине».
— В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете?
Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»:
Воробей живет под крышей,
В теплой норке — домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
— Может ли улитка выползти из своего домика? Почему?
Быстро или медленно ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо
мчалась, так медленно неслась». Можно так сказать? Как сказать правильно?
Улитка загадывает детям лесные загадки: «Колючая, маленькая
— это ежик или елочка? Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?» Затем
обращается к детям: «Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня
есть, какую песенку про меня поют дети».
Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
ЦЕЛЬ: Учить составлять сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще дети и взрослые
ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.)
— Что с Машей могло случиться? (Заблудилась, встретила
кого-то.)
Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов
и показывает детям возможные варианты развития сказки.
|