Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали музыкантами.
Музыканты играют на пианино, скрипке, барабане, трубе.
- Представьте
себе, что звучит грустная мелодия. Как мы пойдем под эту мелодию? А
сейчас заиграла веселая музыка — мы улыбаемся друг другу и шагаем совсем
по-другому.
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка»;
• «Маятник».
3.
Развитие речевого дыхания
— Жили в лесу
два ежа. Жили дружно, гуляли на одной поляне и никогда не расставались.
Но вот однажды разбежались ежи в разные стороны и потерялись. Стали
друг друга звать. Один зовет: «ф-ф-ф», а другой ему отвечает: «ф-ф-ф».
Так и нашли друг друга. И больше далеко друг от друга не уходили.
Детям предлагается найти на рисунке глазами верхнюю точку (еж),
мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и
произнести серию звуков «ф» на одном дыхании, сопровождая это движением
указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе
до середины рисунка (поляна).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от
нижней точки (еж) до середины рисунка (поляна).
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов.
Педагог произносит слова: фрукты, флаг, форма, фонтан, луна, море,
кафтан, кефир, фартук, фонарь, труба, фабрика, фазан и т. д.
Услышав слово со звуком «ф», дети должны спрятать руки за спину.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука «ф», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте
стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Фая сшила
сарафан,
А Фома купил
кафтан.
— Обратите
внимание, как правильно следует произносить звук «ф».
— Произнесите
этот звук, четко артикулируя.
Дети произносят «ф» хором, парами, по одному.
— Выделите
ударный слог в слове кафтан.
— Прочитайте
стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь
громко, чтобы слышали все.
— Повторите
его тихо, чтобы слышал только сосед.
— Прочитайте
стишок умеренным голосом — так, как мы разговариваем с мамой.
— А теперь
низким голосом, как «сказал» бы медведь.
— И высоким
голосом, как сказала бы маленькая девочка.
Работа продолжается в подгруппах (мальчики — девочки).
Часть
II
Оборудование и
материалы: по 2 равнобедренных треугольника о
конверте (см. занятие 11, часть II) для каждого ребенка; песочные часы
(1 мин) плакат с изображением бантика, составленного из треугольников.
— Возьмите в
руки один треугольник.
— Поверните
этот треугольник широкой стороной вверх.
— Куда
направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона
треугольника направлена вверх.)
— Поверните
другой треугольник широкой стороной вниз.
— Куда
направлена широкая сторона треугольника? (Широкая сторона треугольника
направлена вниз.)
— Поверните
левый треугольник широкой стороной налево.
— Куда
направлена широкая сторона треугольника? (Широкая сторона треугольника
направлена влево.)
— Поверните
другой треугольник широкой стороной вправо.
— Куда
направлена широкая сторона этого треугольника? (Широкая сторона этого
треугольника направлена вправо.)
— Положите
треугольники на стол.
— Посмотрите
на плакат. Что на нем изображено? (Бантик.)
— Сколько
нужно треугольников, чтобы составить такой же бантик? (Два
треугольника.)
— Куда
направлены широкие стороны треугольников? (Одна — вправо, другая —
влево.)
— Посмотрите
внимательно на плакат.
Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение минуты выложить
такой же бантик из треугольников (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении минуты
педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с
образцом.
Те, кто не справился с заданием, исправляют ошибки.
Далее педагог просит рассказать детей, как они выкладывали бантик:
— Сколько
треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?
— Куда
направлена ... сторона треугольника?
Педагог просит 3-4 детей рассказать о последовательности работы.
Затем предлагает детям составить из двух треугольников любую фигуру.
Дети рассказывают о последовательности своей работы. |