Часть I
1. Упражнения для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям
вообразить, что они стали мышками.
— Мышки идут тихо-тихо,
чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше.
Принюхались, улыбнулись: запахло сыром — побежали в кладовку. Откусили
по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались,
побежали. При бежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнемся друг
другу.
2. Артикуляционные
упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Маятник».
3. Развитие речевого
дыхания
Вышла голодная мышка из
норки и почувствовала, что где-то очень вкусно пахнет сыром. Пошла мышка
тихонечко на запах сыра и пропищала: и-и-и. Нашла сыр, откусила кусочек
и быстро убежала в норку: и-и-и.
Детям предлагается найти
глазами нижнюю точку на рисунке (мышка), мысленно (в воздухе) поставить
указательный палец правой руки рядом с ней и произнести тихо, не
прерываясь, звук и на одном дыхании, сопровождая это движением
указательного пальца правой руки до верхней точки рисунка (сыр).
Упражнение повторяется с
движением указательного пальца левой руки от верхней точки рисунка (сыр)
до нижней (мышка), звук и дети произносят громко.
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Ира,
Инна, иней, Илья, кит, лифт, ива, палка, шапка, тигр, лиса, пила,
кости, игра, гвозди, лук, корка, гуси, игла и т. д.
Услышав слово со звуком и,
дети должны присесть.
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука и,
развитие интонационной выразительности
— Прослушайте потешку.
Какой звук я выделяю голосом?
Водичка, водичка,
Умой мое личико!
— Обратите внимание, как
правильно произносится звук и.
— Произнесите этот звук,
четко артикулируя.
Дети произносят звук и по
одному, все вместе, парами, только девочки, только мальчики.
— Выделите ударный слог в
слове водичка.
— Расскажите потешку,
отхлопывая ритм.
— Повторите ее без
голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь медленно (в
среднем темпе).
— Повторите потешку
высоким голосом, как маленький человечек; низким — как великан;
умеренным — как говорим мы с вами.
Часть II
Оборудование и материалы:
у каждого ребенка геометрические фигуры синего и зеленого цвета; листы
бумаги для каждого ребенка.
— Положите правую
ладошку справа от листа. Где лежат ваши правые ладошки? (Справа.)
— Положите левую ладошку
слева. Где лежат ваши левые ладошки? (Слева.)
— Положите правую
(левую) ладошку на верхнюю часть листа. Где лежат ваши ладошки? (В верху
листа.)
— Положите левую
(правую) ладошку на нижнюю часть листа. Где теперь лежат ладошки? (В
низу листа.)
— Будьте внимательны,
пожалуйста! Положите на верхнюю часть листа синий треугольник. Где лежит
синий треугольник? (Синий треугольник лежит вверху.)
— Положите зеленый круг
на нижнюю часть листа. Где лежит зеленый круг? (Зеленый круг лежит
внизу.)
— Положите синий круг на
верхнюю часть листа.
— Положите зеленый
прямоугольник на нижнюю часть листа.
— Положите зеленый
треугольник на нижнюю часть листа.
Геометрических фигур в
верхней и нижней частях листа должно быть не менее пяти.
— Где у вас лежат синие
геометрические фигуры? (Вверху.)
— Сколько синих
треугольников? (Два синих треугольника.)
— Какого цвета
геометрические фигуры находятся в верхней части листа? (Синего.)
— Назовите
геометрические фигуры, которые находятся у вас в нижней части листа.
— Какого цвета эти
геометрические фигуры? (Зеленого.)
— Назовите
геометрические фигуры зеленого цвета.
— Встаньте из-за столов,
подойдите к ковру. Девочки будут фигурами синего цвета, мальчики —
зеленого. Встаньте на ковре так же, как расположены геометрические
фигуры у вас на листе.
— Где стоят девочки?
(Вверху.)
— Какого цвета
геометрические фигуры вверху? (Синего.)
— Где стоят мальчики?
(Внизу.)
|