Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами.
— Космонавтам
предстоит полет на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться в
них по земле тяжело. Космонавты прощаются с Землей — машут всем рукой.
Полетели — немного страшно. Прилетели на Луну. Как интересно! Мы
удивляемся. На Луне легко прыгаем с камня на камень. Все рассмотрели,
изучили, захотели домой. Вернулись на Землю. Улыбнулись друг другу!
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Маятник».
3.
Развитие речевого дыхания
— Жила-была
девочка Маша. Она была хорошая, послушная, но все теряла. Так и звали ее
дети: Маша-растеряша. Вышла Маша на прогулку, все дети в снежки играют,
снеговиков лепят, а у Маши руки замерзли — опять варежки потеряла.
Стала греть Маша ладони дыханием: «х-х-х». А мальчики Машины варежки
нашли. Согрелись у Маши руки, стала она с остальными детьми снеговика
лепить.
Детям предлагается мысленно (в воздухе) поставить указательные пальцы
правой и левой рук в верхней точке рисунка (Маша) и двигать их
одновременно по «звуковой дорожке» сверху вниз до варежек, сопровождая
это движение серией звуков «х» на одном дыхании, и затем — в обратном
направлении.
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: хлеб, холод, халва, мох, лиса, кошка,
хлопушка, хризантема, пух. хвост, пароход, эхо и др.
Услышав слово со звуком «х», дети должны хлопнуть в ладоши.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука «х», развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте
потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Муха-горюха
Села на ухо.
— Обратите
внимание, как правильно произносится звук х.
— Произнесите
этот звук, четко артикулируя.
— Выделите
ударный слог в слове муха.
— Повторите
потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите
потешку, отхлопывая ритм.
— Повторите
потешку тихо, чтобы муха не улетела.
— А теперь
умеренным голосом, как вы разговариваете с друзьями.
— А теперь
громко: пусть муха улетит.
— И ласково,
как говорит бабушка.
— Расскажите
потешку медленно — так, как ползет черепаха.
— А теперь
побыстрее — так, как идут дети, торопясь в детский сад.
— Повторите
ее низким голосом, как сказал бы большой слон.
— И высоким
голосом, как сказал бы маленький слоненок.
Работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть
II
Оборудование и
материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для
каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением рыбки.
— Рассмотрите
плакат. Что на нем изображено? (Рыбка.)
— Сколько
нужно треугольников, чтобы составить такую же рыбку? (Три треугольника.)
— Какая
геометрическая фигура получится из двух треугольников, если широкую
сторону одного треугольника соединить с широкой стороной другого
треугольника? (Квадрат.)
— Сколько
нужно треугольников, чтобы составить квадрат? (Два треугольника.)
— Сколько
нужно треугольников, чтобы составить хвост рыбки? (Один треугольник.)
— Рассмотрите
внимательно рыбку.
Педагог убирает
плакат и предлагает детям в течение 1 минуты составить такую же рыбку из
треугольников (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил
работу, встает у своего стола- После того как все дети справятся с
заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить свою
работу с образцом.
Дети, допустившие
ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и
исправляют их.
Далее педагог
просит 3-4 детей рассказать, как они составляли рыбку.
После этого
педагог предлагает детям поиграть с рыбкой.
— Кто скажет, в
какую сторону плывет рыбка? (В левую.)
— Теперь
сделаем так, чтобы рыбка поплыла вниз.
— Как вы это
сделали? (Треугольник, из которого сделан хвост, повернули широкой
стороной вверх.)
— Теперь рыбка
доплывет вверх. Как вы это сделаете?
— Рыбка
поплывет вправо. Как вы это сделаете?
Затем
педагог предлагает детям составить из 3 треугольников произвольную
фигуру. Дети рассказывают о последовательности своей работы. |