Часть I
1. Упражнения для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям
изобразить, как ходит большой слои:
— Слон остановился.
Посмотрел кругом, увидел, что на ветках висят бананы, обрадовался.
Увидел: обезьяны прыгают с ветки на ветку — улыбнулся им. Вдруг он
увидел на воде крокодила — посмотрел строго на крокодила. Пошел слон
домой, а дома его ждет слоненок. Слон ласково улыбнулся слоненку.
2. Артикуляционные
упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка».
3. Развитие речевого
дыхания
— Наступила зима. Дети
на санках катались с горки. Горка была такая высокая и крутая, что,
когда они съезжали на санках, некоторым детям становилось страшно и они
тихонько говорили; о-о-о!
Детям предлагается найти на
рисунке верхнюю точку (начало горки), мысленно (в воздуха) поставить
указательный палец правой руки возле нее и произнести, не прерываясь,
звук о на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца
правой руки по «звуковой дорожке» до нижней точки рисунка (конца горки).
Упражнение повторяется с
движением указательного пальца левой руки от нижней точки рисунка (конец
горки) до верхней (вершина горки).
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Оля,
дом. Толя, осень, суп, кофе, дым, сон, сом, мак, пух. остров, косы,
рот. море и т. д.
Услышав слово со звуком о,
дети вытягивают руки перед собой.
5. Формирование
речевою голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука о,
развитие элементов интонационной выразительности
— Послушайте стишок.
Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Оля около окна
Сосчитать ворон смогла.
— Произнесите этот звук,
четко артикулируя.
Дети произносят О сначала
хором, затем по отдельности.
— Выделите ударный слог в
слове Оля.
— Повторите стишок,
отхлопывая ритм.
— Повторите стишок,
четко артикулируя каждый звук (звук «выключен»).
— А теперь громко, как
грохочет гром.
— Повторите стишок
низким голосом, как говорит Олин дедушка.
— А теперь высоким
голосом — так, как поет маленькая птичка.
— И умеренным голосом,
как говорит девочка Оля.
Часть II
Оборудование и материалы:
ковер или другое покрытие (размер не менее 2x3 м), мягкие игрушки.
Дети стоят у кромки ковра, у
них в руках игрушки.
— Сережа, положи собачку
в центр ковра. Где лежит собачка? (В центре ковра.)
— Ира, положи бегемота
вверх ковра. Куда Ира положила бегемота? (Вверх ковра.)
— Петя, положи мишку на
ковер слева. Где лежит мишка? (Слева.)
— Катя, положи зайку на
ковер справа. С какой стороны ковра лежит зайка? (Справа.)
— Маша, положи куклу
вниз ковра. Где у нас находится кукла? (Внизу ковра.)
— Итак, где находится
мишка? (Слева.)
— Где находится зайка?
(Справа.)
— Какая игрушка
находится вверху ковра? (Вверху лежит бегемот.)
— А какая игрушка
справа? (Справа зайка.)
— Подбежали к зайке! Где
вы стоите? (Справа.)
— Подбежали к мишке! Где
вы стоите? (Слева.)
— Встаньте, пожалуйста,
спиной к ковру.
— Скажите, где находится
мишка? Подглядывать нельзя! (Мишка находится слева.)
— Какая игрушка лежит
внизу ковра? (Внизу ковра лежит кукла.)
Если останется время, можно
поменять игрушки местами и повторить игру. |