Часть I
1. Упражнения для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям
вообразить, что они — разноцветные мячи. Педагог делает движения
ладонью, как будто играет в мяч; дети подпрыгивают в такт движениям
педагога. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Затем педагог говорит, что
все мячи укатились. Дети свободно бегают по ковру. Педагог предлагает им
остановиться и улыбнуться друг другу.
2. Артикуляционные
упражнения с одновременным движением кистей рук
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• « Маятник ».
3. Развитие речевого
дыхания
— Бабушка ждала свою
внучку в гости. Она поставила на плиту кастрюлю с супом и чайник. Чайник
быстро закипел. Крышка у чайника начала подпрыгивать: п-п-п. И суп в
кастрюле закипел: п-п-п.
Педагог предлагает детям
найти глазами верхнюю точку на рисунке (чайник) мысленно (в воздухе)
поставить указательный палец правой руки возле нее и произносить серию
звуков п на одном дыхании, сопровождая это движением указательного
пальца правой руки по «звуковой дорожке» до нижней точки рисунка
(кастрюля).
Упражнение повторяется с
движением указательного пальца левой руки от нижней точки (кастрюля) до
верхней точки (чайник).
4. Развитие предпосылок к
формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Папа,
пульт, банан, платье, парад, погода, собака, луна, сноп, тапки, шары,
пол, часы, мяч, Павлик, пух, копыто, пальто, суп, почка и т. д.
Услышав слово со звуком п,
дети должны положить руки на плечи.
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука п,
развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок.
Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Пол подмела и посуду
помыла,
А вот умыться я
позабыла.
— Произнесите этот звук,
четко артикулируя. Дети произносят звук п хором, по одному, парами.
— Выделим вместе ударный
слог в слове посуда.
— Повторите стишок,
отхлопывая ритм.
— Произнесите его без
голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь низким
голосом, как говорит папа (высоким, как сказал бы зайка).
— Повторите его
медленно, как ползает черепаха (быстро, как бегает зайка).
— А теперь тихо-тихо,
как шуршат листочки (громко, как гремит гром).
Работа продолжается в
подгруппах.
С 7-8-го занятия можно
приступать к формированию у детей предпосылок к осуществлению
коллективных форм деятельности в процессе отработки элементов
интонационной выразительности. Работу можно организовать, например, так:
мальчики выстраиваются в одном конце комнаты, девочки — в другом (можно
делить детей по рядам или так, как удобно педагогу). Педагог предлагает
детям договориться о том, как они будут произносить текст потешки
(быстро — медленно; высоким — низким голосом и т. д.). Он помогает детям
оговорить условия и объясняет, как это надо делать. Дети должны
договориться за то время, которое отведет им педагог (на занятии
используются песочные часы — 1 мин).
После того как подгруппы
договорились, они выстраиваются в шеренгу. Первой выступает подгруппа,
которая быстрее достигла договоренности. Остальные внимательно слушают,
не мешая товарищам, и определяют, какой интонационный элемент был
воспроизведен. По окончании выступления оценивается соответствие
задуманной интонации и выраженной.
Часть II
Оборудование и
материалы: набор геометрических фигур и листы бумаги для каждого
ребенка.
— Положите правую
ладошку на верхнюю часть листа.
— Положите левую ладошку
на нижнюю часть листа.
— Положите правую
ладошку справа от листа.
— Положите левую ладошку
слева от листа.
В процессе выполнения
задания педагог задает вопросы о местоположении ладоней.
— Положите красный круг
на лист справа.
— Положите красный
треугольник справа.
— Положите еще один
красный круг справа.
— Сколько красных кругов
справа? (Два красных круга.)
— Сколько всего красных
геометрических фигур справа? (Три.)
— Где находятся красные
круги? (Красные круги находятся справа.)
— Положите желтый квадрат
на лист слева. Где находится желтый квадрат? (Желтый квадрат находится
слева.)
— Положите желтый круг
слева.
— Положите красный
квадрат справа.
— Положите желтый
треугольник слева.
У каждой стороны листа
должно быть не менее пяти геометрических фигур.
— Где находятся желтые
геометрические фигуры?
Далее занятие производится
подобно предыдущему (см. занятие 6, часть II).
|