Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и стали
хитрыми лисами.
—
Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается, любуется
собой. Но вот она задумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой.
Когда пришел петушок — испугалась. Но вы же знаете, что сказка
закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу.
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Конфета».
3.
Развитие речевого дыхания
Девочке
Ксюше подарили большой красивый воздушный шарик. Играла Ксюша с
шариком, выпустила веревочку, и шарик улетел. Летел шарик долго-долго,
высоко-высоко и однажды почувствовал, что стал шипеть: «ш-ш-ш». Понял
шарик, что из него стал выходить воздух. Стал шарик спускаться все ниже и
ниже. И увидел он, что летит над морем. Волны обрадовались шарику,
зашумели: «ш-ш-ш», подхватили его и унесли далеко-далеко. А девочке
Ксюше подарили еще один шарик, но она его уже не отпускала.
Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (шарик), мысленно
(в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести
на одном дыхании серию звуков «ш», сопровождая это движением
указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней
точки (конец веревочки).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от
нижней точки до верхнего рисунка (шарик).
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: шапка, шляпа, башня, каша, жук, санки, елка,
шкаф, шишка, зонт, ландыш, малыш, ранец, платье, карандаш и др.
Услышав слово со звуком «ш», дети должны спрятать руки за спину.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука «ш», развитие элементов интонационной выразительности
—
Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Петушок-петушок,
Золотой
гребешок,
Выгляни
в окошко,
Дам
тебе горошка.
—
Обратите внимание, как правильно произносится звук «ш».
—
Произнесите этот звук, четко артикулируя.
—
Выделите ударный слог в слове петушок.
—
Расскажите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя
каждый звук.
—
Повторите ее тихо.
— А
теперь громко, как поет петушок.
— А
теперь умеренным голосом, как мы беседуем друг с другом.
—
Расскажите ее весело: петушок радуется горошку.
— А
теперь ласково, как пела петушку лиса.
— И
низким голосом, как бы сказал медведь.
— А
теперь — высоким голосом, как мышка.
—
Повторяем потешку в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.
Далее работа продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть
II
Оборудование
и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для
каждого ребенка; плакат с изображением бабочки, составленной из 4
треугольников; песочные часы (1 мин).
—
Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Бабочка.)
—
Сколько треугольников потребовалось, чтобы составить такую бабочку?
(Четыре треугольника.)
—
Какая геометрическая фигура получилась из двух треугольников слева?
(Большой треугольник.)
— А
какая геометрическая фигура получилась справа? (Тоже большой
треугольник.)
—
Куда «смотрят» широкие стороны больших треугольников? (Широкая сторона
одного треугольника «смотрит» влево, другого — вправо.)
— Все
запомнили, как выглядит бабочка?
Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить
бабочку из своих треугольников (время определяется по песочным часам).
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении
отведенного времени педагог вывешивает таблицу и предлагает детям
сравнить свою работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом,
находят ошибки и исправляют их.
Далее педагог просит рассказать детей о том, как они выполняли
задание. При этом он обращает внимание детей на то, что рассказ должен
быть развернутым, последовательным высказыванием.
—
Сколько треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?
— С
чего ты начал составлять бабочку?
—
Сколько потребовалось треугольников, чтобы сделать одну ее часть?
Вторую?
—
Какие получились геометрические фигуры слева и справа? |