Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они стали волшебниками и
могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате.
— Посмотрим,
куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им,
улыбнемся им. Пойдем в другую сказку. Вот Красная Шапочка встретилась с
Волком. Испугались за нее, погрозили Волку пальчиком. Но мы знаем, что
все кончится хорошо. Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба Яга в ступе
пролетела - мы испугались, замахали руками. Вернулись в группу.
Улыбнулись друг другу.
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка »;
• «Маятник.
3.
Развитие речевого дыхания
— Росла на
поляне березка. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели, а затем
подул холодный ветер: «в-в-в». и все листья опали. Только один листочек
остался на березке, он не хотел падать на землю. Еще сильней подул
ветер: «в-в-в» — сорвал последний листочек с веточки и закружил в
воздухе.
Детям предлагается найти на рисунке глазами верхнюю точку (листок на
макушке дерева), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный
палец правой руки и произнести серию звуков «в» на одном дыхании,
сопровождая это движением указательного пальца правой руки в заданном
темпе до нижней точки (трава).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от
нижней точки (трава) до верхней точки (листочек).
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Валя. Вова, ваза, волк, сова, квас. слово,
дрова, кошка, бумага, карандаш, вата, волосы, совок. Ваня и т.д.
Услышав слово со звуком «в» дети должны подпрыгнуть на месте.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука «в», развитие элементов интонационной выразительности.
— Прослушайте
стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Ваня водит
хоровод,
Вова пляшет и
поет.
— Обратите
внимание, как правильно произносится звук «в».
— Произнесите
этот звук, четко артикулируя. Дети произносят «в» хором, парами, по
одному.
— Выделите
ударный слог в слове «хоровод».
— Прочитайте
стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Повторите
его тихо.
— А теперь —
громко.
— Прочитайте
стишок низким голосом.
— А теперь —
высоким голосом.
— И умеренным
голосом, как вы обычно говорите.
— Повторите
стишок быстро, как пляшет Вова.
— А теперь
медленно, как водит хоровод Ваня.
Работа
продолжается в подгруппах (по рядам).
Часть
II
Оборудование и
материалы: по 2 равнобедренных треугольника (основание —
10 см) из двустороннего картона или плотной бумаги, в конвертах для
каждого ребенка; плакат с изображением песочных часов.
— Возьмите в
руки один треугольник.
— Сосчитайте
сколько углов у треугольника? (Три.)
— Поверните
треугольник широкой стороной вверх.
— Куда
направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона
треугольника направлена вверх.)
На вопрос
отвечают 3-4 ребенка.
— Поверните
треугольник широкой стороной вниз.
— Куда
направлена широкая сторона твоего треугольника? (Широкая сторона
треугольника направлена вниз.)
На
вопрос отвечают 3-4 ребенка.
— Положите
треугольник.
— Посмотрите
на плакат. Что на нем изображено?
— Похожа эта
фигура на песочные часы? (Похожа.)
— Сколько
нужно треугольников, чтобы составить фигуру, похожую на песочные часы?
(Два треугольника.)
— Куда
направлена широкая сторона верхнего треугольника? (Широкая сторона
верхнего треугольника направлена вверх.)
— А широкая
сторона нижнего треугольника? (Широкая сторона нижнего треугольника
направлена вниз.)
— Еще раз
рассмотрите фигуру — песочные часы.
Педагог убирает плакат и предлагает детям в течение минуты выложить
такие же песочные часы из имеющихся у них треугольников.
Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все
дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям
сравнить их работу с образцом.
Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом,
находят ошибки и исправляют их.
Затем педагог просит детей рассказать, как они выкладывали песочные
часы.
В целях обучения детей развернутому, последовательному высказыванию
предлагается следующий алгоритм (педагог помогает строить фразы; на
первых занятиях фразы проговариваются хором):
—Сколько
треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?
— Куда
направлена верхняя (нижняя) сторона треугольника?
Педагог просит 3-4 детей рассказать о их работе.
В конце занятия дети составляют из 2 треугольников любую фигуру (по
желанию). |