Часть I
1. Упражнения для
развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям
представить, что они гуляют по осеннему парку.
— Посмотрите, какие
красивые разноцветные листья! Полюбуйтесь ими. Давайте соберем красивый
букет из листьев. Какой красивый букет! Вдруг тучка набежала,
нахмурилась погода, и мы нахмурились. Мы не хотим дождя. Опять солнышко показалось. Мы
подарим букет маме. Она улыбнется — и мы улыбнемся.
2. Артикуляционные
упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка ».
3. Развитие речевого
дыхания
— Плыл большой пароход
по реке, а навстречу плыл маленький кораблик. Большой пароход громко
гудел низким голосом маленькому кораблику: ы-ы-ы.
Детям предлагается найти
глазами на рисунке маленький пароходик, мысленно поставить в воздухе
около него указательный палец руки и произнести звук ы высоким голосом
на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца в
воздухе по «звуковой дорожке» до большого парохода на рисунке.
Упражнение повторяется с
движением указательного пальца другой руки от большого парохода до
маленького пароходика, звук ы дети произносят низким голосом.
4. Развитие
предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова:
косы, осы, мыло, дыра, следы, сады, рысь, молоко, мышь, сыр, дыня, бык и
т. д.
Услышав слово со звуком ы,
дети должны присесть.
5. Формирование
речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука ы,
развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте потешку.
Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды.
— Произнесите этот звук,
четко артикулируя.
Дети произносят ы сначала
хором, потом парами, затем по отдельности.
— Выделим вместе ударный
слог в слове вода.
— Повторите потешку,
отхлопывая ритм.
— Повторите ее без
голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите потешку
тихо-тихо, как будто по секрету.
— А теперь громко — так,
как вы зовете друга на улице.
— Повторите ее низким
голосом, — как говорит папа.
— И высоким голосом, —
как сказала бы мышка.
Часть II
Оборудование и
материалы: ковер или другое покрытие (размер не менее 2 х 3 м),
демонстрационные геометрические фигуры одного цвета размером 10х10 см
(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); раздаточные геометрические
фигуры того же цвета для каждого ребенка на шнурках, как медальки.
Педагог закрепляет на
четырех стульчиках по одной большой геометрической фигуре, каждому
ребенку вешает на шею одну «медальку», распределяя фигуры так, чтобы
квадратов, кругов, треугольников, прямоугольников было примерно равное
количество.
Перед началом занятия
педагог указывает место начала движения, которое может меняться в
последующих занятиях. Все дети стоят у кромки ковра. Педагог
устанавливает стульчик с квадратом вверху ковра.
— Куда я поставила
квадрат? (Вверх ковра.)
— Стульчик с кругом
ставлю справа.
— Где стоит стульчик с
кругом? (Справа.)
— Стульчик с
треугольником стоит слева. Какая геометрическая фигура слева?
(Треугольник.)
— Вниз ставлю стульчик с
прямоугольником. Где находится прямоугольник? (Внизу.)
— Какая геометрическая
фигура внизу? (Прямоугольник.)
— Посмотрите внимательно
на свои медальки. Какие на них геометрические фигуры? По команде каждый
из вас встанет рядом с той геометрической фигурой, которая у него на
медальке. Побежали!
Дети подбегают к
демонстрационным геометрическим фигурам на стульчиках в соответствии со
своими геометрическими фигурами.
— Где находятся
треугольники (круги, квадраты...)?
— Какие геометрические
фигуры находятся справа; слева; внизу; вверху (относительно начала
движения, заданного педагогом)?
Затем педагог предлагает
детям с фигурами-медальками побегать но ковру (под музыку, бубен и т.
д.), а сам незаметно меняет местами демонстрационные геометрические
фигуры.
По команде дети должны
быстро найти свою фигуру. Игра повторяется несколько раз. Ее можно
усложнить, сделав геометрические фигуры разного цвета.
|