Часть I
1.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что у них в руках фотоаппараты и
все они стали фотографами.
— Фотографы находят интересные сюжеты и фотографируют их. Какой
красивый пейзаж! Сосредоточьтесь, посмотрите в видоискатель, щелкните!
Опять видим что-то интересное. Фотографируем котенка, маму, всех родных.
А теперь — друг друга. Улыбнулись друг другу!
2.
Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Конфетка»;
• «Поехали на лошадке».
3.
Развитие речевого дыхания
— Жил маленький кузнечик в травке. А рядом рос высокий красивый
цветок. Кузнечик очень хотел подружиться с цветком. Он и песни пел, и
высоко подпрыгивал возле цветка, но тот его не замечал. Но шло время,
кузнечик рос, набирался сил. И вот однажды он громко запел свою песенку:
«ч-ч-ч», допрыгнул до цветка и поздоровался с ним.
Детям предлагается найти на рисунке нижнюю точку «звуковой дорожки»,
мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и
произнести на одном дыхании серию звуков ч, сопровождая это движением
указательного пальца от нижней точки (цветок) до верхней (кузнечик).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от
верхней точки «звуковой дорожки» (кузнечик) до нижней точки (цветок).
4.
Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: чайка, чай, черемуха, чеснок, цапля, цепь,
кочан, дочь, мяч, штора, плющ, печь, черника, бабочка и др. Услышав
слово со звуком ч, дети должны поднять руку.
5.
Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и
артикуляции звука ч, развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно: какой звук я выделяю
голосом?
Ай, качи-качи-качи,
Мы грачата, мы грачи.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук «ч».
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове грачи.
— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.
— Повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый
звук.
— А теперь ласково: грачата такие маленькие, такие хорошенькие!
— И строго: грачата расшалились.
— Повторите потешку низким голосом, как будто говорит папа-грач.
— А теперь — умеренным голосом, как мама-грачиха.
— Повторите ее высоким голосом, как щебечут грачата.
— И весело: грачата рады весне.
— А теперь так: мальчики низким голосом повторяют первую строку,
девочки — высоким голосом вторую строку (и наоборот).
Далее работа продолжается в подгруппах.
Часть
II
Игра
«Луноход»
Оборудование и материалы: шапочка с изображением лунохода,
игрушка-ракета или ракета, нарисованная на бумаге.
Педагог предлагает детям новую игру «Луноход».
Эта игра учит детей ориентироваться в пространстве, четко
формулировать названия геометрических фигур, адекватно реагировать на
непредвиденные ситуации, формирует чувство товарищества. В игровой
ситуации развиваются различные виды памяти, внимания. Она учит также
элементам этикета, вежливому обращению.
На первом занятии (или вне занятия) педагог проводит беседу, в
процессе которой объясняет, что такое луноход, каковы его возможности.
Важно объяснить детям, что действия лунохода программируются
специалистом. Роль лунохода выполняет один из детей. Педагог объясняет
действия лунохода: он двигается только по команде и только тогда, когда
задание четко сформулировано.
Роль лунохода — выслушать задание и действовать строго по инструкции.
В случае нечеткой формулировки задания луноход не двигается и просит
уточнить задание.
По выполнении задания луноход объявляет: «Задание выполнил».
В этой игре очень важна роль как каждого ребенка, так и всей группы,
т. к. путь лунохода к ракете определяется коллективно, а разные задания
формулирует каждый ребенок индивидуально.
После того как луноход выбран и понял свою задачу, он отходит в
сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми выбирает, по каким
ориентирам должен добраться луноход до ракеты (например, по желтым
треугольникам). Кроме того, луноходу для обследования Луны нужно давать
задания. В начале игры задания может давать педагог, а затем эти же
задания могут повторять дети.
Обращаться к луноходу дети должны вежливо, четко, не перебивая друг
друга. Педагог следит за ходом игры и напоминает детям правила, особенно
на первых порах.
Ход игры
Дети сидят полукругом.
Педагог раскладывает демонстрационные треугольники разного цвета (5
синих, 5 красных, 5 зеленых, 8-10 желтых). Желтыми треугольниками он
обозначает путь лунохода от начала его движения до ракеты. Треугольники
раскладываются справа и слева от пути следования лунохода. Дети, давая
задание, не должны пропускать желтые треугольники.
Педагог
Луноход, пожалуйста, подойди к первому желтому треугольнику слева,
хлопни три раза в ладоши.
Луноход
Нужно подойти к первому желтому треугольнику слева и три раза
хлопнуть в ладоши.
Луноход выполняет задание. Если он затрудняется, ему помогает
помощник с «Земли».
1-й ребенок
Дорогой луноход, пожалуйста, подойди к следующему желтому
треугольнику справа и попрыгай на одной ножке.
Луноход
Нужно подойди к следующему желтому треугольнику справа и попрыгать на
одной ножке.
Луноход выполняет задание.
2-й ребенок
Луноход, пожалуйста, подойди к следующему желтому треугольнику,
который слева, подними руки вверх и опусти.
Луноход повторяет и выполняет задание.
Затем дети по очереди придумывают луноходу разнообразные задания,
например:
— Подойди к желтому треугольнику справа и прочитай любое
стихотворение; отгадай загадку; подбери слова со звуком «м»; ответь,
какое сейчас время года; назови 3 овоща (фрукта); назови любое дерево,
цветок и т. д.
Игра заканчивается, когда луноход дойдет до назначенного места
(ракеты).
На следующем занятии путь лунохода можно усложнить, обозначить его
разнообразными геометрическими фигурами: например, красными кружками,
треугольниками, прямоугольниками или синими кругами и зелеными
квадратами. |