Угадай игрушку
Цель: Формировать умение находить предмет,
ориентируясь на его признаки и действия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель показывает детям 3—4 игрушки, дети называют
их. Надо сразу научить детей правильно называть предмет: «Это ... (заяц, лиса,
утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки:
«Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит
морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель описывает другие игрушки, а
дети называют их.
Про кого я говорю
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, умение
ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель описывает ребенка из группы, называя детали
его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка,
волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.
Скажи, какой
ЦЕЛЬ: Учить выделять и называть признаки предмета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель достает из коробки предметы и называет их,
например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая,
вкусная».
Исправь ошибку
ЦЕЛЬ: Учить видеть несоответствие изображенных на
рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок красного
цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют
ошибки: цыпленок желтый, клюет зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.
Кто больше увидит и назовет
ЦЕЛЬ: Выделять и обозначать словом внешние признаки
предмета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и
признаки внешнего вида (глаза, волосы). За правильные ответы кукла награждает
детей флажками (или колечками от пирамидки).
Что напутал Буратино?
ЦЕЛЬ: Находить ошибки в описании и исправлять их.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В гости к детям приходит Буратино со своим другом утенком.
Рассказывая о своем друге, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании,
например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!». Дети исправляют
неточности.
Какая кукла
ЦЕЛЬ: Учить называть разнообразные признаки внешнего
вида игрушки или объекта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель говорит, что куклу назвали некрасивой, и
она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем о том, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.)
Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давайте вместе
расскажем про Таню.
Воспитатель начинает: «Наша Таня ... (самая красивая).
У нее ... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые
туфельки, белые носочки)».
Сравни кукол
ЦЕЛЬ: Учить детей соотносить предметы с разными
характеристиками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и
сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У
Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные; у Тани голубые
глаза, у Кати — черные; Таня в платье, а Катя — в брюках. У кукол разная
одежда».
— Куклы захотели поиграть, они взяли ... (мячики).
Этот мячик ... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик ...
(большой, красный). Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить,
подкидывать, подбрасывать.)
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но
меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)
Сравни медвежат
ЦЕЛЬ: Учить различать предметы (игрушки) по
характерным признакам.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает рассмотреть двух медвежат разной
окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
Назовите, кто это й чем они отличаются? (Один медведь
большой, он черный.)
— Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он
черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как можно назвать другого медведя, чтобы было понятно,
что он маленький? (Малыш.)
Сравни разных зверят
ЦЕЛЬ: Учить сравнивать разных животных, выделяя
противоположные признаки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка ... (маленькая). Какой еще
Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А какая мышка? (Маленькая, серенькая,
быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит ... (сыр,
сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки ... (тоненькие).
Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка ... (тоненьким). А у кого хвост
длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки ... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца,
волка и медведя.
Кто лучше похвалит
ЦЕЛЬ: Учить называть разнообразные признаки внешнего
вида игрушки или объекта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Если дети называют 3—4 признака игрушки или объекта,
можно переходить к целостному описанию, структурно оформленному и содержащему
все структурные части: начало (называние объекта), середину (микротемы:
перечисление признаков, качеств и действий предмета), конец (общая оценка
описываемого объекта). Ведущим приемом обучения является совместное
рассказывание, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает:
«Это ... (заяц). У зайчика ... (длинные уши). Зайка ... (любит морковку)».
Можно сравнивать два предмета. Воспитатель говорит об одном предмете, а
ребенок — о другом. Для сравнения можно взять кукол в разной одежде, медведей
разной окраски, разных животных — лису и зайца, волка и медведя.
Воспитатель начинает: «У меня медведь». Ребенок продолжает:
«А у меня заяц». Воспитатель: «У медведя коричневая шубка». Ребенок: «А у
зайца — белая». Воспитатель: «У медведя маленькие, круглые ушки». Ребенок: «А у
зайца уши длинные». И т.д.
Можно проводить коллективное описание. Дети встают в
круг, в центре которого помещают игрушку. Воспитатель называет ее, второй
ребенок продолжает описание, третий называет новые признаки и действия, а
четвертый — заканчивает. Затем в круг помещают новую игрушку.
Когда дети научатся описывать предметы, выделять их
признаки, качества, действия, можно переходить к составлению повествовательных
текстов, в которых сюжет развивается во временной и логической
последовательности. Наибольшую нагрузку при оформлении повествования принимают
на себя глаголы, отражающие движение и развитие события. Надо показать детям
взаимосвязь в последовательности действий: спросил — ответил, упал — заплакал,
замерз — побежал домой. Для этого проводятся разнообразные игры и упражнения
по активизации глагольной лексики.
Куклы рисуют и гуляют
ЦЕЛЬ: Обратить внимание на слова, близкие и
противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В гости к детям приходят две куклы: большая и маленькая.
Воспитатель говорит, что куклы хотят рисовать. Большая кукла возьмет длинный
карандаш, а маленькая ... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а
маленькая ... (маленький).
— Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик,
домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут
пошел сильный дождь. Они спрятались под елки. Большая кукла спряталась под
высокой елкой, а маленькая ... (под низкой). Дождь кончился, и куклы пошли
домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая по ... (узкой).
Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей
водой, а потом с ... (холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая
вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные
кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
Кукла веселая и грустная
ЦЕЛЬ: Познакомить с противоположными состояниями
(веселый — грустный).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Девочка Маша стала играть со своими куклами Катей и
Таней и заметила, что Таня все время веселая, а Катя грустная.
— Как вы думаете, почему? (Катю обидели, ей стало больно,
она загрустила.) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая
она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится,
огорчается.)
— Что надо сделать, чтобы развеселить Катю?
(Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими
стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
Назови одним словом
ЦЕЛЬ: Закрепить представление об обобщающих словах. А
Вспомните, на чем спали куклы? (На кроватях.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На
чем они сидят? (На стульях.)
— Я начпу говорить, а вы продолжайте: кровать, шкаф
... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом?
(Мебель.) Какая мебель у вас дома?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит?
Продолжайте: платье, брюки ... (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются?
(Одежда.) Какая одежда надета на вас?
— Куклы сели за стол. А на столе стоят... (тарелки,
чашки, блюдца). Лежат ... (ложки, вилки). Это ... (посуда). Из какой посуды вы
едите суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из
мелкой кашу.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого
нужно? (Игрушки.) Какие игрушки вы знаете и любите? |