Разложи картинки
ЦЕЛЬ: Учить выделять начало и конец действия и
правильно называть их.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных
действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама
стирает и вешает белье и т.п. Дети должны назвать действия персонажей и
составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец
действия.
Кто что умеет делать
ЦЕЛЬ: Учить подбирать глаголы, обозначающие
характерные действия животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель показывает детям картинки с изображением
животных, а дети говорят, что эти животные любят делать, как кричат. Например,
кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с
клубком шерсти; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет
хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить, на разные темы. Например,
о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка
крякает, лягушка квакает.
Кто назовет больше действий
ЦЕЛЬ: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать,
смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.)
— Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает
цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.)
— Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается,
взлетает, садится.)
— Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить,
лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ воспитатель дает ребенку
цветную ленточку. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
Где что можно делать
ЦЕЛЬ: Активизация глаголов, употребляющихся в
определенной ситуации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и
ягоды, слушать птиц, отдыхать.)
— Что можно делать на реке? (Купаться, нырять,
загорать, кататься на лодке, катере или теплоходе, ловить рыбу.)
Закончи предложение
ЦЕЛЬ: Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание
действий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает:
«Оля проснулась и...(пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля
оделся и ... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался
и ... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и ... (заплакала,
не стала разговаривать с детьми)». Незавершенность предложений воспитатель
подсказывает интонацией.
В обучении составлению повествовательных текстов большую
роль играет совместное рассказывание. При этом воспитатель должен для себя
составить схему рассказа, которую дети будут заполнять. Можно предложить
придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети только что составляли:
«Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она...
(пригласила на прогулку брата Колю).
Дети взяли с собой ... (мячи, прыгалки). На полянке
... (они увидели зайчика), который ... (так испугался, что не мог двигаться).
И вдруг ... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле ... (стало очень весело)».
Расскажем про Олю и зайчика
ЦЕЛЬ: Составлять совместный повествовательный текст;
учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз
Оля ... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она ... (пригласила
на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой ... (мячи, прыгалки). На полянке
... (они увидели зайчика), который ... (так испугался, что не мог двигаться).
И вдруг ... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле ... (стало очень весело)».
Игра-инсценировка с игрушками
ЦЕЛЬ: Учить разыгрывать инсценировки по содержанию
хорошо знакомых произведений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сначала воспитатель читает сказку, затем идет совместный
цересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина
избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых
персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского в избушку
приходит не волк, а ... заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между
героями сказки.
Козлята и зайчик
ЦЕЛЬ: Учить придумывать новое окончание знакомой
сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сначала дети вспоминают сказку «Козлятки и волк». Ее
можно напомнить, используя настольный театр или флане-леграф. Сказка
заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла
коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали.
Козлята испугались и попрятались. А это был маленький ... (показывается
игрушка) зайчик. Зайчик говорит: ... («Не бойтесь меня, это я — маленький
зайчик».) Козлята ... (впустили зайчика). Они угостили его ... (капустой,
морковкой). Малыши поели и стали ... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик
играл ... (на барабане), а козлята ... (весело прыгали)».
В последующем можно разыгрывать любые несложные сюжеты,
придуманные вместе с детьми для специально созданной ситуации. К детям
приходит кукла с воздушными шарами, и дети с воспитателем составляют рассказ
«Как у Гали улетели шары». Или идет Мишутка с ль!жамй и перевязанной лапой.
Рассказ называется «Как Мишка учился на лыжах кататься». Основная линия сюжета намечается
воспитателем: «Гале подарили ... (воздушные шары). Они бы ли... (красные,
желтые, синие, разноцветные). Галя пошла ... (на прогулку со своими шарами).
Вдруг подул ... (сильный ветер). Галя не удержала ... (шары, и они улетели).
Девочка заплакала. Мимо пробегал ... (ее друг). Он спросил: ... («Что ты
плачешь?») Галя ответила: ... («Беда случилась, шары улетели».) Мальчик
успокоил Галю и сказал: ... («Не горюй, у меня дома есть шары, я сейчас их
принесу».)
Постепенно роль воспитателя уменьшается. Он подсказывает
лишь слова-связки между предложениями и частями высказывания: как-то раз..,
вдруг.., а тут.., и тогда.., и стали они...
Повествование можно составить коллективно, несколькими
детьми, например в игре «Поезд». Детям говорят, что они будут вагончиками, но
прицепиться друг к другу они смогут тогда, когда правильно продолжат то, что
сказал предыдущий ребенок: «В лесу жил... трусливый зайчик. Один раз... он
пошел... гулять. Вдруг он увидел... большую змею. Зайчик испугался... и
убежал».
В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее
слово или всю фразу, сказанную предыдущим ребенком, тем самым задерживая
внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если пауза затягивается,
воспитатель подсказывает ребенку начало следующей фразы.
В гости к кукле Тане
ЦЕЛЬ: Учить составлять рассказы повествовательного
типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать
имена в уменьшительно-ласкательной форме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети, поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими
вагончиками, если будете правильно называть слова. Кто первым назовет слово,
тот и становится за мной. Начинаем: «Слон большой, а собачка ... (маленькая).
Летом тепло, а зимой ... (холодно). Кресло мягкое, а стул ... (жесткий). Я
высокая, а Маша ... (низкая). Дорога широкая, а тропинка ... (узкая). Мама
молодая, а дедушка ... (старый). Поезд длинный получился. Поехали!»
— Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется,
крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался и дрожит. Давайте успокоим
его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как
помочь ему? (Положить в гнездо.)
— А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Дети
расскажут Тане, почему это произошло.
Воспитатель начинает: «Ехали мы в поезде... И
вдруг...» Дети продолжают.
— Таня приглашает детей пить чай с конфетами. Какие
конфеты? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье,
компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый.) А что бывает горьким? (Лук,
чеснок, лекарства.)
— Таня стала прощаться с детьми. Что она им говорила?
(До свидания, заходите еще, была рада с вами встретиться.) А детей всех она
называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.)
Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению
рассказов типа описания и повествования. Включаются и отдельные элементы
рассуждения. Благодаря этому у детей развиваются творческие навыки. Они
понимают задания: составить рассказ, придумать продолжение, а затем окончание
сказки, вместе с воспитателем сочинить, описать, рассказать. |