Занятие 1
Учитель. Приветствую вас! Покажите
ладошки, разотрите их. Возьмите в руки ребристый
карандаш, покатайте его между ладошками.
Пальцы – маленький отряд –
Бодро выстроились в ряд.
Все из нашего полка
Достают до потолка.
Упражнение выполняется стоя. Дети
поднимают руки над головой и тянутся вверх,
вытягивая пальцы.
Палец очень удивлялся:
Как он главным оказался?
Мы-то знаем хорошо –
Потому что он большой.
Сжимаем руки в кулачки, вытягиваем
большой палец вверх, сгибаем и разгибаем его.
– На доске написан конец слова. Какие
здесь могут быть спрятаны слова?
На доске: нь.
Дети. Тень, лень, пень, день, конь.
Учитель записывает слова на доске.
У. Каким звуком оканчиваются все
эти слова?
Д. Звуком [н’].
У. Охарактеризуйте его.
Д. Он согласный, звонкий, мягкий.
У. Приведите примеры слов,
оканчивающихся на мягкий согласный звук.
Дети называют слова.
– На доске записаны пословицы. Одно
из найденных нами слов пропущено во всех этих
пословицах. Какое это слово?
Скучен ... до вечера, коли делать нечего.
Коли за ... ничему не научился, зря
прожил ... .
Ласковое слово – что весенний ... .
На ... раньше посеешь – на неделю
раньше пожнешь.
Д. Это слово день.
У. День – промежуток времени.
Перечитайте пословицы. В какой пословице слово день
имеет другое значение?
Д. Ласковое слово – что весенний
день. В этой пословице имеется в виду приятное
настроение от весеннего дня.
У. В пословице говорится о весеннем
дне. Какие еще могут быть дни, если называть их по
времени года?
Д. Осенний, зимний, летний.
У. Назовите день по его
принадлежности к месяцу.
Д. Январский, февральский.
У. Попробуйте описать майский
день.
Д. День теплый, солнечный, ясный,
длинный.
– День дождливый, ненастный,
пасмурный.
У. Как бы вы могли
охарактеризовать день вашего рождения?
Д. Радостный, счастливый,
долгожданный, веселый.
У. А какой день для вас лучший?
Д. Солнечный, радостный,
праздничный.
У. На нашем рисунке будет
праздничный солнечный день. Как люди могут
украсить праздник?
Д. Шарами, цветами.
У. Изобразим на рисунках солнце,
шары, флажки, цветы.
Дети создают рисунки и штрихуют их.
Занятие 2
Учитель проводит пальчиковую
гимнастику:
Учитель.
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
Дети постукивают по парте подушечками
пальцев поочередно, повторяя четверостишие
несколько раз.
– Вы услышали, как стучит дождь?
Дети. Да, мы же стучали пальчиками,
как капли.
У. А в стихотворении можно
услышать шум дождя? Давайте попробуем.
Дети читают четверостишие еще раз.
– Какой звук помогает это почувствовать
и понять?
Д. Звук [ш].
[Ш]то такое, [ш]то мы слы[ш]им?
Это до[ш]дь стучит по кры[ш]е.
А теперь по[ш]ел сильней
И по кры[ш]е бьет быстрей.
У. Поэты часто используют звук для
передачи настроения или состояния. Прочитайте
стихотворение, написанное на доске. О каком
времени года оно рассказывает?
Дети читают стихотворение хором:
Голос лета тише, тише...
Еле слышен. И в тоске
Шмель клубком сухого плюша
Засыпает на цветке. (В. Приходько)
Д. Оно об осени, потому что голос
лета стал тише, еле слышен.
У. Давайте попробуем услышать
осень в этом стихотворении, ведь слово осень
автор не включил в текст.
Дети перечитывают текст еще раз.
Учитель обращает их внимание на аллитерацию:
[ш-ш-ш-ш].
Д. В стихотворении слышно
шуршание сухих листьев.
У. Какой звук помогает это
почувствовать и понять?
Д. Звук [ш].
У. Какое настроение передает это
стихотворение?
Д. Грустное, печальное.
У. А теперь познакомьтесь еще с
одной работой звука [ш].
Учитель читает стихотворение:
Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные:
Шары шуршат и в небо рвутся,
И шелковые нити рвутся.
– Какое слово в стихотворении
встречается дважды, но в разных значениях?
Перечитайте стихотворение.
Учитель открывает запись
стихотворения на доске и дает возможность
перечитать его детям самостоятельно.
Д. Это слово рвутся. Первый раз
слово имеет значение «стремятся, тянутся», а
второй раз – «отрываются»: рвется веревочка.
У. Какую роль в этом стихотворении
играет звук [ш]?
Д. Звук передает шуршание шаров,
ощущение радости.
У. Звук [ш] может создавать разное
настроение. Этим пользуются многие поэты. Какой
герой встречается в обоих стихотворениях?
Д. Шмель.
Учитель прикрепляет на доску рисунок с
изображением шмеля.
У. Шмель предлагает вам поиграть.
Учитель по своему усмотрению выбирает
из предложенных игры, которые целесообразно
проводить в данном классе, организуя занятие так,
чтобы осталось время на штриховку.
Игра 1. «Военачальник – солдат»
Класс делится на две группы. По очереди
одна группа должна отдавать другой команды,
которые начинаются на звук [ш], а вторая группа
имитирует движение, например: шагай, шипи, шей,
шепчи, шевелись, шелести, шаркай, шуми, шали и
др.
Игра 2. Чистоговорки
Дети произносят и заканчивают
чистоговорки:
Ша-ша-ша, ша-ша-ша –
Наша Маша ... (хороша).
Ши-ши-ши, ши-ши-ши –
В садик ходят ... (малыши).
Шу-шу-шу, шу-шу-шу –
Мы доели всю ... (лапшу).
Ши-ши-ши, ши-ши-ши –
И сидим теперь в ... (тиши).
Игра 3. «Имена»
У Шаровых, поверьте, большая семья,
И с ними давненько знаком был и я.
Кончаются все имена их на ша.
Ты их назови нам, дружок, не спеша.
(Даша, Саша, Наташа, Миша, Маша, Гоша,
Глаша, Гриша, Андрюша, Кирюша...)
Игра 4. «Найди новые слова»
Из букв данного слова собери новые
слова: ШАЛУНИШКА.
(Луна, уши, шишка, шина, лук, лак, шкала,
ниша, шик, куш, наука, клан, Луша, каша, калина,
акула, аул, кулан, шакал, шалун, шлак...) После игр
дети переходят к созданию рисунка шмеля
и штриховке.
Занятие 3
На доске напечатано стихотворение.
Дети читают его хором:
По лесу медведь идет.
Это мишка ищет мед.
Он голодный, невеселый.
Где живут лесные пчелы?
То направо повернется,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьется?
Кто среди кустов жужжит?
Учитель. Какой звук услышал медведь?
Дети. Ж-ж-ж.
У. Кто мог издавать такой звук?
Д. Это были пчелы, мухи, может быть,
жук.
У. Отгадайте загадки:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Д. Жук.
У.
Он, блестящий и зеленый,
Пролетел над веткой клена,
Зацепил крылом за сук
И упал на землю...
Д. Жук.
У. А жук – это кто?
Д. Жук – насекомое: у него шесть
лапок.
У. Я хочу, чтобы вы познакомились с
некоторыми интересными жуками.
По ходу беседы учитель показывает
иллюстрации с изображениями жуков:
– Усы этого жука достигают 16 см в длину,
поэтому он называется ... (усач).
Когда усы жука похожи на рога оленя, жук
называется... (олень).
Когда у жука один рог, как у носорога, он
называется... (носорог).
Есть жучок, способный светиться в темноте. (Светлячок,
светляк.)
Хищный жук, живущий в пресном водоеме, умеющий
плавать под водой, – это... (плавунец).
Этого жука (показывает иллюстрацию) называют майский
хрущ.
Заранее подготовленный ученик читает
стихотворение:
В весенний вечер майский
Летел он и жужжал.
Хотел он сесть на ветку,
А я его поймал.
Он крылышки приподнял,
Шагает по руке,
Пушистый, рыжеватый,
Как будто в пиджачке.
Смешной он, неуклюжий,
Но это ничего.
И имя, и фамилия
Зато есть у него!
И имя, и фамилия
Красивы, спору нет,
Но вот его личинки
Корням приносят вред.
– Какого цвета майский жук?
Д. Рыжеватый, светло-коричневый.
У. Этого жука (показывает
иллюстрацию) часто путают с майским жуком –
хрущом. А он за свой бронзовый блестящий цвет
называется бронзовка.
Физкультминутка
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
(Дети имитируют полет жука.)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
(Дети поворачиваются влево, вправо,
приседают.)
У. Любому жуку такая игра
понравилась бы и была бы легка – это
чистоговорка. Я начну фразу, а вы догадайтесь, как
ее закончить.
Чистоговорки целесообразно повторять
каждую по 2–3 раза, чтобы включить в игру каждого
ребенка.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – водишь ты, я ... (выхожу).
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – есть иголки у... (ежа).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – у воды живут... (ужи).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – над водой кружат... (стрижи).
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я в окно с утра... (гляжу).
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я на веточке... (сижу).
– Кому может принадлежать это
высказывание?
Д. Жуку.
У. Жука мы и будем рисовать. Жук
может быть на полянке, на листочке, на тропинке.
Фон вы выбираете сами. Помните, что жук не должен
находиться на пустом белом пространстве.
Обращаем внимание на части тела жука.
– Перечислите формы, из которых можно
составить рисунок.
Д. Мы будем использовать овал,
маленький круг, можно брать полукруг.
Дети выполняют работу, штрихуют, а
затем представляют работу с рассказом о своем
жуке.
Занятие 4
Учитель. Попробуем выполнить
некоторые движения, необходимые нам для
пальчиковой гимнастики:
– движение «Ежики» – складываем руки
в замочек и поднимаем пальчики;
– движение «Зайчики» – показываем две
ладошки рядом, сгибаем кончики пальцев, «шевелим
ушками»;
– движение «Наточили ножики» – средний и
указательный палец левой руки скрещиваем
с теми же пальцами правой руки, как ножик о
брусок.
Прибежали ежики, ежики, (Движение
«Ежики».)
Наточили ножики, ножики. (Движение «Наточили
ножики».)
Прискакали зайчики, зайчики. (Движение
«Зайчики».)
И позвали: «Девочки! Мальчики!» (Хлопки в ладоши.)
На доске написано стихотворение.
Давайте его прочитаем вместе.
Дети.
Еж под елкою сидит,
Еж ежихе говорит:
– Ежевики дай ежонку,
Если нарисует елку.
У. А елка у ежонка получилась вот
такая.
На доске:
Ученики хором читают слова на «елке»,
стараясь фиксировать взгляд на стволе.
Упражнение при систематическом включении в урок
способствует расширению поля зрения при чтении.
– Какие стихи о елке вы знаете?
Дети читают стихи.
– Когда в России елку стали
наряжать как новогоднее праздничное дерево?
Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте.
Тексты на партах у учеников.
ТАЙНА ЁЛКИ
После Петра I традиция использовать ель
на Рождество в России была потеряна до
30-х годов ХIХ века. Поначалу елка была
чудовищно дорога и воспринималась как роскошь. В
середине XIХ века появились елочные базары, и елка
стала доступна всем.
Родители наряжали елку в отсутствие детей и до
последней минуты скрывали от детских глаз
новогоднее дерево. Тем острее была радость детей,
когда в комнате их встречала сверкающая в
золотом сиянии елка. Елка была украшена
сладостями, а ствол был обернут золотом и
фольгой.
В то далекое время был обычай «ощипывать» елку.
Детям разрешалось срывать с елки сладости и
игрушки. После елку выносили во двор, где она
приносила радость дворовым детям.
А теперь ответьте на вопросы.
Дети отвечают.
– Попробуйте в парах рассказать друг
другу текст, опираясь на вопросы.
Через 3–4 минуты несколько человек
пересказывают текст.
– Какие фигуры нужны для того, чтобы
нарисовать ель?
Д. Можно использовать
треугольники.
У. А если использовать разные
фигуры, то можно создать большую, густую
праздничную ель – такую, как на моем рисунке. А
можно и еще лучше! Сейчас каждый из вас изобразит
свою елку и украсит ее игрушками.
Дети выполняют задание.
Занятие 5
Учитель. Покажите ладошки, разотрите
их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте
его между ладошками. Делаем следующие движения
вместе:
Это чьи мелькают пятки? (Пальчиками
перебираем и барабаним по столу.)
Кто играет с нами в прятки? (Сжимаем и разжимаем
кулачки.)
Прыг да скок, прыг да скок – (Пальчики ставим
на стол и поджимаем в ритме.)
Ускакала под кусток. (Хлопаем в ладоши.)
– О ком же шла речь?
Дети. Возможно, о лягушке.
У. Ну-ка, поглядим сейчас:
Это шустрая лягушка. (Учитель помещает иллюстрацию на доску.)
Выходи играть, квакушка!
Лягушонок принес стихотворение о себе.
Дети получают текст на карточках:
– Лягушонок, лягушонок,
Ты весь день в воде сидел.
Лягушонок, лягушонок,
Ты уже позеленел!
Но из речки вслед за мной
Лягушонок озорной
Вылезать не хочет:
– Ква-ква-ква! – хохочет. –
День и ночь могу сидеть
Я в воде студеной.
Не боюсь позеленеть –
Я всегда зеленый!
– Сколько героев действует в этом
стихотворении?
Д. Два – автор и лягушонок.
У. Давайте поиграем. Одна часть
класса хором будет читать слова автора, другая –
слова лягушонка.
Дети читают и разыгрывают
стихотворение по ролям. Обращается внимание на
дикцию при чтении, соблюдение интонации.
– Однажды лягушонок повстречался со
своим другом цыпленком.
Учитель читает текст сказки Л. Яхтина,
задавая детям вопросы по ходу чтения:
Цыпленок с Лягушонком пошли в лес...
Увидели там какие-то красные ягоды.
– Какие это могли быть ягоды? (Малина,
земляника, брусника, костяника, клюква.)
Попробовали – кислые, но вкусные. Только как они
называются, вспомнить не могли. А вы вспомнили?
Дети отвечают.
Давай их есть без названия, – сказал
Лягушонок. – Поедим, а там, может быть, и вспомним.
– А можно кушать ягоды, названия которых вы не
знаете? (Нет.)
И начали они глотать ягоды.
– Клю, – скажет Цыпленок и склюнет красную
ягодку.
– А что должен сказать Лягушонок? Вы уже
догадались, о какой ягоде идет речь?
Д. О клюкве.
Ква, – скажет лягушонок и тоже ягоду
проглотит. Только и слышится: Клю! Ква! Клю! Ква!
– Мы вместе будем составлять иллюстрацию к
этой истории с помощью трафаретов. Представление
работ будем сопровождать пересказом сказки в
парах. Вам надо договориться между собой и
распределить роли.
Несколько пар пересказывают сказку.
Дети рассматривают рисунки.
Занятие 6
Учитель. Отгадав загадки, вы узнаете,
кто сегодня будет гостем на нашем занятии.
Кто два раза родился:
В первый раз – гладкий,
Во второй – мягкий
И скоро петь научился?
Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
Дети. Цыпленок.
У. Изобразим цыпленка.
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет,
Будто бы пшено клюет.
(Дети постукивают по парте подушечкой
мизинца левой, а затем правой руки, держа руки над
партой.)
– Прочитайте стихотворение,
напечатанное на доске. Ответьте на вопрос,
поставленный в стихотворении:
Три цыпленка стоят, на скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей?
Д. У наседки будет 5 цыплят, так как
3 уже вылупились и будет еще 2.
У. Как в семье братья и сестры
бывают разные, так и у наседки цыплята не похожи
друг на друга по характеру. Мы послушаем историю
и постараемся ее пересказать.
Учитель читает текст, помещая на доске
иллюстрации с изображениями цыпленка, курицы,
цветка, гусеницы, цапли.
ЦЫПЛЕНОК ЦЫП
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым
первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же
наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто
не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами
захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду
прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком
цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не
будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так
быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек
ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри,
как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, да хорошо – цапля его
вытащила.
– Чтобы других учить и замечания делать, –
говорит цапля,– надо самому что-нибудь знать.
Понял, Цып?
У. Что делал цыпленок?
Д. При встрече делал всем
замечания, критиковал, указывал.
У. Кому он давал советы?
Учитель обращает внимание на
иллюстрации.
Д. Всем – маме, цветку, гусенице,
цапле.
У. Может быть, он давал хорошие,
толковые советы?
Д. Нет. Цветам необходимы
насекомые. Гусеница никуда не спешит. А цапля
сама знает, как ловить лягушек.
У. Давайте попробуем рассказать
эту историю.
Дети рассказывают по одному эпизоду
«цепочкой». Если класс имеет навыки групповой
деятельности, можно подготовить пересказ в
группах. Далее с помощью линеек составляется
«портрет» цыпленка Цыпа.
Занятие 22
Учитель. Покажите ладошки. Разотрите
их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте
его между ладошками. А теперь выполним
упражнение «Замок».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (Соединяем пальцы)
Потянули... (Пальцы сцеплены в замок, тянем руки
в разные стороны.)
Покрутили... (Выполняем волнообразные движения
кистями рук.)
Постучали... (Пальцы сцеплены в замок, стучим
ладошками друг о дружку.)
И открыли! (Пальцы расцепляем!)
– О каком замке идет речь
в загадке:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Дети. Здесь слово замок
используется в переносном смысле – это
собака.
У. А как называется ребенок
собаки?
Д. Щенок.
У. На доске напечатано
стихотворение про щенка. Давайте прочитаем его
вместе.
Чуть побольше рукавички
Подарили мне щенка.
Он пока что с непривычки
Не лакает молока.
Я позвал на помощь кошку,
Я придвинул ближе плошку.
Хорошо пошел урок:
Лижет плошку мой щенок.
(А. Шлыгин)
– Расскажите, каким вы представляете
себе щенка?
Д. Щенок совсем маленький,
беспомощный, слабый и беззащитный, тщедушный.
У. Щенок растет, требует внимания,
шалит. Я прочитаю вам стихотворение Сергея
Михалкова «Трезор». Вам же надо рассказать, какой
щенок описан поэтом.
Учитель читает стихотворение.
Д. Здесь описывается подросший
щенок-безобразник. Он ловкий, шустрый. Он находит
себе занятия сам. Он любопытный, одинокий,
несчастный.
У. Похож этот щенок на щенка,
описанного в предыдущем стихотворении?
Д. Нет, щенок в стихотворении
Михалкова подросший, самостоятельный.
Учитель на доске пишет слово щенок.
У. Еще одно слово вы сами сейчас
назовете, закончив вместе со мной четверостишие:
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой ... (щетки).
Дети договаривают хором. На доске: щетка.
– Составьте предложение, включив
в него слова щенок и щетка.
Обращаем внимание на эпитеты, которые
подбирали при работе со стихотворениями,
поощряем включение этих эпитетов в речь.
Д. Шустрый щенок нашел щетку.
– Тщедушный щенок боится щетки.
У. А у поэта получилось такое
предложение с этими словами:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Мы будем это предложение
иллюстрировать.
Обсуждаем способы изображения щенка
из геометрических фигур. Дети создают рисунок.
|