Цели:
активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление;
развивать воображение.
1. «Да-нетка»
«Сказочный герой».
Приходит Игрушка и говорит, что загадала животное -сказочного героя, которого нужно отгадать.
Игру можно
провести 2-3 раза, возможные герои сказок: крокодил
Гена, черепаха Тортилла, Серый Волк («Красная шапочка»), мышка-норушка («Теремок») и др.
В конце желательно в виде игры с мячом провести обсуждение: Каких еще сказочных героев-животных
знают дети? Чем сказочные
животные отличаются от настоящих? (Разговаривают, носят
одежду, живут в домах, ходят на работу и др.)
2. Прослушивание сказки.
В.: Все звери имеют много общего: у них четыре лапы, хвост, туловище, голова... Но каждый зверь
чем-то отличается от других: у всех зверей уши
короткие, а у зайца — длинные; медведь
большой, а хвост у него совсем маленький; у жирафа длинная шея, а у
слона длинный нос — называется хобот; у зебры шкура полосатая, а у ежика —
«колючая» и т. д.
Воспитатель
может предложить детям назвать свои примеры
отличительных особенностей различных животных.
В.: В начале занятия мы называли много сказок про животных, но есть такие сказки, которые объясняют,
чем одни животные
отличаются от других; например, почему у слона такой нос, почему у медведя короткий хвост, отчего у
верблюда горб? и др.
Воспитатель в
качестве примера кратко пересказывает сказку
Р.Киплинга «Слоненок».
«Раньше у слонов никакого хобота не было. Был только нос, вроде как лепешка, величиной с башмак.
Этот нос болтался во все
стороны, но никуда не годился: ведь им ничего нельзя было сделать.
В это самое время жил-был один Слоненок, он был маленький, но очень любопытный. Он ко всем в Африке
приставал с расспросами.
Но чаще всего ему доставались тумаки, а не ответы, потому что он всем надоел своими вопросами.
А в одно прекрасное утро он вдруг спросил:
- Что кушает на обед крокодил?
Все звери громко закричали, чтобы он замолчал и стали его колотить. Но и это не отбило у него
любопытство, тогда ему сказали:
- Ступай на берег реки Лимпопо, и там ты все узнаешь.
И Слоненок
пошел. А до этой минуты он никогда не видел крокодила
и даже не знал, как он выглядит.
Когда он подошел к берегу мутной реки Лимпопо, то увидел на берегу какое-то бревно.
Извините, а вы не знаете, где живет Крокодил?
Зачем он
тебе? — ответило бревно (на самом деле это и
был Крокодил).
Я хочу у него спросить, что ест крокодил на обед.
Крокодил —
это я. А если ты хочешь узнать, что у меня
на обед, подойди ко мне поближе, я шепну тебе
на ухо...
Слоненок нагнул голову близко-близко к зубатой, клыкастой крокодиловой пасти, и крокодил схватил его за
маленький носик:
Мне кажется, что сегодня на обед у меня будет Слоненок...
Слоненку это очень не
понравилось, и он закричал:
Пустите, пожалуйста, мне очень больно!
Но крокодил продолжал тянуть, и Слоненку, чтобы удержаться на берегу, пришлось сесть на задние
ножки и тянуть нос назад. Он
тянул, тянул, и нос у него начал вытягиваться. А крокодил бил хвостом по воде и тоже тянул, тянул, и чем больше он тянул, тем длиннее вытягивался нос у
Слоненка...
Но Слоненок
оказался сильнее, и крокодил в конце концов отпустил
нос, который уже был вытянут почти до самой земли...
Вы, конечно, догадались, что крокодил вытянул Слоненку нос в самый настоящий хобот — точь-в-точь такой, какие имеются у всех слонов.
Сначала
Слоненку новый нос ужасно не понравился, а потом
он понял, что так гораздо лучше...»
Рассказ желательно прервать и поинтересоваться у детей, почему Слоненку понравился новый нос.
В.: Действительно, хоботом можно отмахиваться от мух, не нагибаясь рвать траву, а бананы рвать
прямо с дерева; можно самому
себе сделать душ, когда жарко; хоботом даже можно петь песни; но самое главное, что Слоненку больше никто не давал тумаков, ведь своим новым носом он всегда мог дать сдачи любому обидчику...
3. Фантазирование.
Предлагается придумать свою сказку, объясняющую какую-либо особенность животного.
Последовательность сочинения.
Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?