«Могут ли дети создать (сочинить и нарисовать) книгу
из рассказов? Если каждый придумает рассказ, мы их соберем в книгу и получится
сборник. А если к рассказам нарисовать рисунки, сборник будет с
иллюстрациями».
Задачи: вызвать у детей желание творить, стремление к расширению
кругозора.
По ходу занятия педагог показывает портреты писателей,
а для развития творческого воображения детей можно устроить небольшой вернисаж
(натюрморты, пейзажи).
«Мы решили создать книгу рассказов. С чего начинается
эта работа? С определения: о чем пишут рассказы. Мы читали рассказы Толстого о
детях. А вот книга рассказов Чарушина (Бианки). Да, здесь герои — птицы, звери
(животные). А можно ли написать рассказ о растении (цветке, дереве)?»
Детям показывают незнакомые книги. Можно ли, не умея
читать, по иллюстрациям определить, кто герой рассказа? Давайте посмотрим. О
ком вы хотите послушать?
Задачи: развить самостоятельное творчество детей, научить произносить
монолог от первого и третьего лица, различать реальные и фантастические
события.
«Мы с вами знаем, чем рассказ отличается от сказки,
знаем, какие события и герои бывают в рассказах. Попробуем все вместе
написать, как это делают писатели».
Детям предлагается начало рассказа. «Маме нужно было
срочно уйти, и она сказала Тане: "Ты уже большая, я оставлю тебя с
Андрюшкой. Думаю, что он будет спать, пока я хожу"». Дети должны описать:
— портрет Тани;
портрет Авдрюшки;
неожиданные события — действия Тани, пока не было
мамы;
это произошло, когда мама вернулась;
концовку рассказа.
3. Дети слушают записанный на магнитофон рассказ.
Занятие заканчивается обсуждением с нравственной направленностью.
Родителям: записать со слов ребенка придуманный им рассказ.
Задачи: развить интерес к творчеству, стремление к самостоятельному
творчеству и в соавторстве, способность к самооценке.«Мы сочиняли рассказы о
людях и животных. Хотите попробовать сочинить рассказ о растении? Что
выбираем: дерево, куст, цветок? Итак... (работаем все вместе)».
Детям предлагается начало рассказа. «Ветер принес
семечко на край утеса». Дети должны ответить на вопросы:
кто поливал семечко;
что из него выросло;
что происходило в это время вокруг;
могло ли семечко погибнуть;
почему оно не погибло;
что происходит в конце рассказа.
3. Лучшие варианты записываются на магнитофон, как и
название рассказа. Целый рассказ читается (слушается) в конце занятия.
Родителям: записать со слов ребенка придуманный им рассказ о
растении, помочь нарисовать к нему рисунок.
Задачи: научить детей различать фантастические и реальные события,
подвести детей к пониманию красоты мечты, если она связана с добрыми
побуждениями.
Детям предлагается подумать, что такое рассказ-мечта,
рассказ-фантазия, чем они отличаются от сказки. (Герой
настоящий — события придуманные, вымышленные.)
«Попробуем сочинить все вместе фантастический рассказ,
в котором героем может стать каждый из вас. Представьте, что у вас в руках
"волшебная палочка" (или "шапка-невидимка"):
в кого вы бы хотели превратиться;
где хотели бы оказаться;
что бы вы стали делать».
Обсуждение с детьми наиболее интересных, с большей
нравственной ценностью, вариантов и составление рассказа.
Чтение или слушание рассказа. Обсуждение.
Родителям: записать со слов ребенка придуманный им фантастический
рассказ, помочь нарисовать к нему рисунки.
Задачи: подвести детей к пониманию, что такое видимые результаты
коллективного творчества — сборник; как узнают, кто авторы и иллюстраторы
книги.
Чтение всех сочиненных рассказов, рассматривание рисунков.
Составление сборника. Обложка и листы заранее подготавливаются
педагогом с помощью родителей.
Детей спрашивают, что они будут делать со сборником:
подарят детскому саду на выпускном вечере;
подарят воспитателю своей группы;
подарят другим детям.
«Чтобы вы помнили всех, кто занимался в кружке и кто
писал эту книгу, в конец книжки вставим листок и напишем на нем фамилии и имена
авторов, а в начало — оглавление и название нашего детского сада, год».