Цель : Формировать умение составлять совместный повествовательный
рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать
умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять
в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы,
обозначающие характерные действия животных. Воспитывать сочувствие к
персонажу придуманной истории.
Материал : Игрушки - лиса и заяц, мяч, пол-листа ватмана, цветные
карандаши.
Ход:
1. Игра "Подбери слова к игрушке".
Сегодня мы будем с вами учиться придумывать рассказ о лесных
жителях. Но сначала поиграем. Становитесь в круг.
В центре круга на стульчике сидит игрушка - лиса. Я начинаю "Это
лиса". Она какая? (Воспитатель бросает мяч кому-то из детей). "Рыжая".
(Ребёнок возвращает мяч воспитателю). Ещё какая? (Дети по очереди
называют все признаки лисы).
Что умеет делать лиса? (Бросает мяч по очереди детям, дети называют
все действия лисы). Воспитатель подытоживает ответы детей: "Лиса рыжая,
у неё пушистый хвост, зелёные с прищуром глаза, усы. Лиса умеет ловить
мышей, зайцев; тихонько подкрадывается к курятникам и таскает оттуда
кур, петушков, цыплят и т. д."
(Аналогичным образом проводится игра с другой игрушкой - зайцем).
2. Придумывание рассказа совместно с воспитателем.
Сейчас мы придумаем рассказ про лису и зайчика. Я буду начинать
предложение, а вы его закончите. Наш рассказ я буду зарисовывать. (Лист
размером не менее полватмана).
(Это целесообразно делать потому, что рисование может
способствовать повышению интереса к заданию и активизирует речевую
деятельность детей).
"Как-то раз решила лиса зайца ... (поймать). Притаилась за кустиком
и ... (ждёт). Вдруг видит ... (бежит зайчик). Она хотела ...
(наброситься на него). Но ничего у неё ... (не вышло). Её рыжий пушистый
... (хвост) зацепился за ... (пенёк). Лиса стала сердиться на ...
(него). Она кусала его ... (зубами), громко ... (рычала). Зайчик услышал
всё это и ... (убежал)".
( В совместном составлении повествовательного рассказа педагог
берёт функцию планирования на себя. Он задаёт схему высказывания, а дети
(ребёнок) заполняют эту схему различным содержанием. Важно помогать
детям не только наводящими вопросами, но и жестами, мимикой, интонацией
).
3. Самостоятельный пересказ по вопросам воспитателя.
Кому понравился наш рассказ? А мама его не слышала. Чтобы лучше его
запомнить и рассказать дома вечером, я предлагаю пересказать рассказ
ещё раз. (Пересказывают 2-3 ребёнка).
Что задумала лиса? Как она решила ловить зайца? Почему у лисы
ничего не вышло?
4. Коллективное раскрашивание рисунка.
Я предлагаю раскрасить наш рисунок и вывесить его в родительский
уголок, а вечером вы расскажете родителям историю, которая называется
"Как лиса за зайцем охотилась". (Воспитатель может записать полученный
рассказ и также поместить его в родительский уголок).
|