I. Подготовительная работа.
Подготовительная работа предваряет составление
рассказа. Ее значение велико: чем более тщательно будет проведена подготовка к
рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказов, тем
лучше получатся сами тексты.
Виды подготовительной работы
1. Рассматривание.
Цели: привлечь внимание детей к картине; способствовать
развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности
возрастает многократно при комментировании самих детей того, что они видят.
Педагог должен при этом отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в
том случае, если возникает необходимость в уточнении названий предметов и
явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за
пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой
обмениваются дети между собой, неверна.
2. Беседа по картине.
Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать
знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том
случае, если удается создать у ребенка впечатление, что его мнение по каждому
вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить
в нее следующие виды вопросов:
• Вопросы, направленные на анализ сюжета картины:
- Где спят котята?
- Зачем в корзине лежит покрывало?
- Для кого девочка приготовила рыбу?
- Где лежит рыба?
• Вопросы на пополнение запаса представлений о тех или
иных предметах и явлениях, связанных с данной
картиной:
- Сколько может быть у кошки котят?
- Чем питаются котята? А кошки?
- Какие звуки издает кошка, когда она встревожена?
сыта? когда она спокойна?
- Что делает кошка с котятами, если хочет их спасти?
- Как называют врача, который лечит кошек?
• Вопросы, создающие стимул к фантазированию:
- Что могла бы уметь кошка, если бы она выступала в
цирке?
- Откуда могла взяться рыба, которой кормит кошек
девочка? С помощью двух последних видов вопросов расширяются рамки картины.
• Описание картины по вопросам воспитателя:
1. Что изображено на картине? Где происходит действие?
2. Какая комната видна в дверной проем?
3. Что стоит в зале?
4. Какие шторы висят на окне?
5. Что стоит на подоконнике?
6. Кто изображен на картине?
7. Где стоит девочка?
8. Что делает девочка?
9. Что делает кошка?
10. Что делают котята?
11. Чем хочет накормить кошку Маша?
12. Куда она положила рыбу?
13. Сколько на картине котят?
14. Что делают котята?
15. Что стоит в углу прихожей?
16. Зачем нужна корзина?
• Описание картины по плану.
ПЛАН
1. Квартира.
2. Девочка Маша.
3. Домашние питомцы.
4. Кормление кошки и котят.
5. Место для сна кошки и котят.
• Частичное описание картины. |