Цели:
развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой; развивать внимание.
Оборудование:
карточки с рисунками.
1. Игра «Прятки».
Занятие
начинается с сообщения воспитателя о том, что Игрушка
где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать целенаправленные
вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Можно
провести аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками.
В.:
Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек. Можно, конечно, перебирать листочки по одному,
пока не найдешь нужный. А можно и другим способом: узнавать по вопросам,
где он находится. Этот листочек слева от
ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки? и т. д. (Вопросы воспитатель сопровождает
соответствующими показами на рисунке.)
После этого
предлагается найти Игрушку по вопросам, предполагающим деление
пространства на части. Желательно, чтобы
она была спрятана в каком-либо шкафу. Тогда можно задать дополнительные вопросы: На какой полке и с
какой стороны она находится?
2. Выделение признаков.
Воспитатель на столе выставляет
6—7 карточек с рисунками из разных
тематических групп. Затем указывает свойство, а дети должны называть признаки данных объектов.
Например,
даны карточки: крокодил, ромашка, нож, лодка, облако,
мяч. Воспитатель называет свойство «цвет», дети по порядку указывают признаки: зеленый, белая с желтым, серый, коричневая, белый, разноцветный; воспитатель называет свойство «размер»,
дети — большой, маленькая, маленький, большая, большое, маленький; воспитатель называет свойство «вес», дети -тяжелый, легкая, легкий, тяжелая, легкое, легкий и
т. д.
Примеры
свойств: форма, вещество, запах, «съедобность», гладкость, температура и др.
При этом сразу же нужно показывать, что есть признаки, которые могут
изменяться: мяч может быть и большой и маленький; лодка может быть и синяя, и зеленая, и
красная; и деревянная, и резиновая и т. д.
3. Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер».
По команде «Цвет!» дети поднимают руки над головой, соединив их как крышу (похоже на карандаш), по команде «Вес!» -руки в стороны, показывая чаши весов, по команде
«Размер!» -кладут одну руку на другую
(«линейка»).
Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (например: цвет, красный,
вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет...), дети должны правильно на них
реагировать.
4. Изменение признаков.
Воспитатель предлагает детям разделить все карточки на две группы и объяснить свой вывод.
- Несмотря на то что можно найти множество разнообразных признаков деления, главным отличием является то, что среди объектов есть предметы живой и неживой
природы.
После этого воспитатель оставляет на столе только «неживые» объекты. Затем по каждому объекту выбирается 1—2 признака, которые нужно изменить и представить последствия
такого изменения. Например:
Что было бы, если бы ножи стали очень-очень острыми или очень-очень большими, как дом?
Что было бы, если бы мячи стали очень тяжелыми
(или очень легкими) ? и т. д.
При этом воспитатель подчеркивает, что изменились бы и функции данных объектов, они бы уже не смогли
выполнять свою роль (очень тяжелый мяч для игры
использовать нельзя, а что с ним теперь можно
сделать?).
5. Практическая работа.
Нарисовать
привычный объект, изменив какие-нибудь признаки.
Для рисования всем детям можно предложить один и тот же объект, предварительно обсудив, какими
«обычными» признаками обладает
объект и какие необычные признаки у него могут быть.
Например, арбуз круглый, полосатый, растет на земле. Можно нарисовать арбуз другой формы и цвета,
растущим на дереве или передвигающимся
самостоятельно и т. п.
Упражнение «Аналогия»
Воспитатель предлагает детям придумывать различные аналогии: прямые (На что похоже это облако? Этот листок, как... ?), по признакам (Цыпленок желтый, как...? Шарик
легкий, как...?), по функциям (Мячик прыгает, как...?Девочка
поет, как...?).
|