Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 30.04.2024, 09:43

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [340]
СКАЗОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ [15]
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО [33]
Главная » Файлы » РАЗВИТИЕ РЕЧИ » КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
18.01.2011, 19:20
Пересказы пятилетних детей своеобразны по объему и содержанию. Учитывая особенности памяти, внимания, мышления ребенка этого возраста, мы предлагаем для пересказов особый литературный материал: очень небольшие, понятные, сюжетные тексты с выразительным и простым языком.
Но, несмотря на легкость текстов, требования к качеству пересказа должны быть самые серьезные, чтобы пересказ оставался именно пересказом, а не вольной интерпретацией ребенка.
Умение пересказывать, т. е. связно, толково и полно излагать произведение устно, мы должны формировать с самого начала, чтобы потом закреплять, шлифовать это умение, но не ломать его, добавляя новые трудные требования. Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования к пересказу ребенка, которые надо предъявлять с самого начала:
1) осмысленность, т. е. полное понимание текста;
2) полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
3) последовательность;
4) удачная замена отдельных слов синонимами, использование словаря и оборотов авторского текста;
5) правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
6) культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.
Все эти требования взаимосвязаны, и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится. Возьмем, например, рассказ Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», содержащий три логических звена. Пропустить какое-нибудь — значит, затруднить понимание события; переставить фразы в другой последовательности — вовсе разрушить рассказ.
Если ребенок не может никак начать или делает длительную паузу в середине пересказа, его перестают слушать, т. е. пересказ лишается своей сущности, своей социальной направленности, и, чтобы сохранить ритмичность (тоже одно из требований), воспитатель помогает ребенку вопросом, подсказом.
Если ребенок рассказывает, отвернувшись, или одному воспитателю, или так тихо, что его не слышно — ясно, что он еще не умеет пересказывать, передавать рассказ другим, и воспитатель формирует эту сторону детского пересказа: дает указание ребенку, повторяет громко сказанное им, на других занятиях подбирает упражнения на дикцию, на изменение силы голоса и др.
Если в рассказе заменить все слова своими, то и рассказ нельзя будет узнать; кроме того, нельзя забывать, что автор специально продумывает язык для наиболее точной характеристики действующих лиц. И наша задача — учить детей ценить, сохранять эти точные слова. Так, в рассказе Л. Н. Толстого действуют именно дед и внук, а не просто старик и мальчик; дед не только дает внуку чай, но и поучает его. Другое дело, что слова могут приобрести иную форму, например ласкательную — дедушка, внучек, а некоторые могут быть заменены синонимами, например согласие деда: «Вот тебе, внук, чай»; ребенок верно по смыслу передает так: «На тебе чай». Обучение пересказыванию и предусматривает, в частности, удачное, свободное владение словом, так как пересказ не есть передача текста наизусть.
Работу над выразительностью речи так же нельзя оторвать от первоначального обучения последовательности и связности пересказа, как и при разучивании стихотворений нельзя сказать, что сначала будем работать над запоминанием текста, а уже потом над выразительностью... Содержание и форма произведения неразделимы. Поэтому опять-таки с самого начала необходимо учить детей выразительному пересказыванию, используя пример товарища, специальные упражнения и другие приемы.
Все перечисленные нами требования к пересказу можно и нужно предъявлять сразу, так как мы предлагаем для пересказа специально подобранные, доступные детям произведения. В чем же проявляется усложнение качества пересказов детей?
Прежде всего качество пересказов повышается в связи с усложнением самих текстов, которые становятся длиннее, требуют большей выразительности и большего понимания. Последовательно повышаются требования конкретно к каждому ребенку: воспитатель добивается связности, ритмичности рассказа, конечно, помня, что правильность и последовательность пересказа должны быть обязательно (нарушения последних исправляются немедленно).
Постепенно повышаются требования к культуре рассказывания, в частности к позе, к свободе общения со слушателями. К концу года ребенок без напоминания воспитателя должен выходить для пересказа к столу педагога, обращаться к группе детей, стоять спокойно, прямо.
Приведем несколько пересказов пятилетних детей в начале года после ознакомления их с рассказом Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай».
Витя. Сел дед пить чай. Подошел к деду внук. Дед, дай мне чаю. Пей, на себя не лей.
Как видно, логические звенья сохранены, хотя выпущена одна фраза — согласие деда. Последовательность событий также сохранена, даже уточнена дополнительной фразой. Витя пользуется словами автора, но переставляет их свободно. Пересказывал мальчик самостоятельно, громко, в конце с улыбкой.
Наташа. Сел дед пить чай. Подошел к нему внук. А мне дай, дед, чаю. Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя только не лей.
В рассказе девочка правильно, осмысленно пользуется авторскими словами. Она передает рассказ в собственном ритмическом рисунке, медленно, назидательно.
После Наташи воспитательница снова предлагает послушать, как написано в книжке, и напоминает текст, чтобы дети не уклонялись от него. Затем она вызывает ребенка со слаборазвитой речью. Он молчит.
Воспитательница. Сел дед...
Митя. Пить чай. И мине, дедушка, чай.
Воспитательница. И мне, дедушка, чаю.
Митя. И мне, дедушка, чаю. Ну, садись. Только пей, на себя не лей.
Митя не умеет самостоятельно начать пересказ, но хорошо реагирует на исправление ошибок, с помощью воспитателя рассказывает уверенно, с интересом.
Ясно, что его надо чаще вызывать на занятиях, следить за грамматической правильностью речи. Приведем еще два примера пересказов на том же занятии.
Люда поднимает передничек ко рту, молчит.
Воспитательница (опускает передник, но Люда удерживает ее за руку). Давай поучимся: «Сел дед пить чай...» Говори.
Люда. Сел дед пить чай. А мне, дедушка, дай чаю. (Молчит.)
Воспитательница. Что ответил дедушка?
Люда. На тебе чай. Пей, на себя не лей.
Рассказывает она тихо, глядя на воспитательницу. Совершенно очевидно, что ей необходимо уделить особое внимание.
Вова вертится, поглядывает на детей, молчит. Воспитательница, Сел дед пить чай.
Вова. Чай.
Воспитательница. Как внук попросил чаю?
Вова. Дай, дед, чаю. (Молчит.)
Воспитательница. А дед что ответил?
Вова. На. (Молчит.)
Воспитательница. Дети, кто помнит, что дед ответил?
Игорь (с места. Вова на него не смотрит.) Вот тебе чай. Пей, на себя не лей.
Воспитательница. Теперь ты, Вова, скажи.
Вова молчит.
Такого ребенка надо прежде всего спрашивать при рассматривании игрушек, давать для описания особенно его интересующие, чтобы развивать общий навык разговорной, публичной речи.
Зная общие требования к качеству пересказа, воспитатель должен следить за всеми его сторонами, добиваясь полноты, последовательности, осмысленности и выразительности пересказа. Для этого он пользуется разнообразными приемами: вопросами в процессе пересказывания и после него, указаниями, упражнениями, подсказом и т. п.
Вот еще пример. Пересказ рассказа «Спор».
Саша. Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Петя сказал: «Мой конь». А Миша сказал: «Нет, мой конь, отдай коня». Они начали вырывать коня. Пришла мама, забрала у них коня, и стал конь ничей. Пересказ хороший, полный, самостоятельный; основной смысл произведения сохранен; словарем Саша пользуется свободно, используя вполне доступные замены (рвать — вырывать; мать — мама; взяла — забрала и т. д.)
Люда. У Пети и Миши был конь. Они... потом...поспорили. Один говорит: «Мой конь».— «Нет, отдавай, не твой конь, а мой». Они стали рвать коня. А мама пришла и убрала коня.
В основном девочка поняла рассказ; то, что она не закончила мысль: «Один говорит...», не существенно, так как в рассказе имена детей во время диалога не названы.
Но воспитательница правильно задает ей дополнительные вопросы: «Кому же достался конь? Чей он стал?» И указывает: «В рассказе так и говорится: «И стал конь ничей».
Под влиянием разъяснений и указаний воспитателя меняется выразительность речи детей, в том числе словарная выразительность. Естественно, что, поняв сущность образа, ребенок ищет подходящие слова для обрисовки его.
Вот для сравнения два пересказа «Сказки про ослика».
Люда. Привязали ослика к дереву. Он кричит: «И-а». Птичка высунула головку из гнезда: «Что ты кричишь, что?» А он в ответ: «И-а». Цветок, который рос рядом с деревом, поднял головку и спрашивает: «У тебя что-нибудь болит?» А он все кричит. Потом услышал его мальчик. Развязал его (исправлено: отвязал) и поехал на высокую холму (исправлено: высокий холм). Приехал, а там была старая ослица, мать этого ослика. Увидел ее ослик и закричал: «И-а». А мальчик не понял, почему он так кричит. А что тут не понять, ведь он не умел говорить: «Мама». Пересказ очень логичный, полный, самостоятельный, в меру выразительный.
Но дети могут еще больше выразить свое понимание и отношение к персонажам. Так, после того как воспитатель особо подчеркнул, что в этой сказке все разговаривают с осликом заботливо, ласково, нежно, в пересказах детей появились исключительно нежные ласковые интонации (которые, к сожалению, не обозначить на бумаге) и даже словарная выразительность (ласкательные суффиксы, эпитеты, сказочные обороты).
Например: «А под деревом рос цветочек красивый. И говорит цветочек: «А у тебя что-нибудь болит?»
Другой пример: «Под деревцем рос цветочек. Он поднял свою головку и спрашивает: «Может быть, у тебя что-нибудь болит?»
Третий пример: «Пришел мальчик, отвязал маленького ослика и поехал на зеленый холм. Бежал, бежал ослик. А на вершине холма паслась старая ослица, мать маленького ослика».
Такие отступления от текста вполне оправданы и допустимы в пересказах дошкольника. Перечисленные выше требования к пересказу представляют собой самый минимум. В дальнейшем эти требования усложняются.
Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: Носик | Теги: воспитание детей, словарный запас, работа в детском саду, занятие в детском саду, пересказ, разработка занятия, развитие речи дошкольников, игра, ДОУ
Просмотров: 1563 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru