Задачи: познакомить детей с правилами ведения диалога со
взрослыми и детьми, подвести к пониманию необходимости соблюдения правил.
Словарь: терпеливо, внимательно, слух.
Дидактический
материал: куклы, иллюстрации (дети
говорят за столом).
Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Минутка
тишины».
Дети сидят на стульчиках. Две куклы громко и
одновременно разговаривают (или магнитофонная запись, или с помощью второго
взрослого).
Педагог. Дети, вы что-нибудь понимаете? Я тоже ничего не
поняла. Как вы думаете, почему мы ничего не поняли?
А как нужно правильно разговаривать вдвоем?
(Один говорит — второй слушает.)
Чтобы слушать, надо уметь потерпеть. Кто умеет терпеть, кто у нас терпеливый?
Подойди сюда, ... (имя), пожалуйста. Расскажи, с кем ты дома разговариваешь?
Дети, вы видите, как я слушаю внимательно? Как это: внимательно?
(Смотреть в лицо, сидеть спокойно, не перебивать.) Вы — молодцы, тоже внимательно слушаете.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку: на ней дети.
Как вы думаете, что они делают? (Едят и говорят
одновременно.)
И
что может произойти? (Подавиться,
закашляться.)
Поэтому
какое правило надо знать и соблюдать?
(С полным ртом не говорить; во время разговора не жевать.)
Дети, а если вас в группе много и вы все
разговариваете громко, что получится? (Шум,
который очень вреден для слуха.)
Если человек живет или работает в постоянном шуме, он начинает хуже слышать.
Таким людям врачи рекомендуют во время работы надевать наушники. А что же
делать нам в группе? (Соблюдать правила — разговаривать
негромко.)
И почаще устраивать минутки тишины. Вот так...
Дети проигрывают минутку тишины.
Покажи те, что надо делать, если вы хотите спросить, а
люди разговаривают?
Дети проигрывают ситуацию.
А если разговаривают не взрослые, а дети, надо
говорить: «Извините, что перебиваю»?
Но все-таки, если не срочно, перебивать не следует.