Занятие 1. Творчество детей
Задачи: познакомить одаренных детей с творчеством, вызвать
желание самим заниматься словесным творчеством.
При подготовке к занятию можно использовать книгу К.И.
Чуковского «От двух до пяти».
Рассказ о детях, которые стремятся к творчеству и уже
в дошкольном детстве создают творческие работы. Знакомство с произведениями
детей.
Беседа:
Что такое творчество?
Что такое творческая мастерская?
Кто это — мастер, творец?
Хотите ли вы стать творцами?
Словесное творчество — что это? Вы придумывали когда-
нибудь свои слова?
Хотите придумать не только слова, но и целую книгу
сказок?
Знакомство с предметами, интерьером мастерской.
В конце занятия дети рассказывают сказки, которые
придумали сами.
Воспитателям
и родителям: посетить с детьми
музей, выставку.
Занятие 2. У сказки есть начало
Задачи: вызвать интерес детей к творческой деятельности, русской
народной речи, желание создать что-то по-своему.
Детям дается задание сочинить сказку. (Как узнать, что
это сказка?)
Чтение зачина сказки и начала рассказа. Объяснение, в
чем разница между сказкой и рассказом: особенности языка сказки и рассказа,
наличие волшебства в сказке.
Чтение разных вариантов зачина.
Задание детям придумать зачин (каждый своей сказки).
Проговаривание зачина вслух. «Если не сразу получилось
— не страшно. Придумывать сложно. Иногда нужно время».
Обращение внимания детей на то, какое у педагога
выражение лица, когда он начинает говорить сказку, какой голос.
Задание детям попробовать себя в роли сказочника.
(Понравилось ли вам заниматься «придумками»?)
Родителям: записать в блокнот придуманный ребенком зачин
(или несколько его вариантов).
Занятие 3. Любимые и добрые герои сказок
Задачи: развить творческое мышление, воображение, интерес к
созидательному процессу.
Беседа о любимых и добрых героях сказок.
Рассматривание героев сказок на иллюстрациях, в скульптурном
изображении, в поделках из бумаги и т.д.
Вопрос детям, как придумать героя разными способами:
преуменьшение (мальчик с пальчик, Дюймовочка, гном);
преувеличение (великан, богатырь);
комбинирование (русалка: женщина+рыба, кентавр: муж-
чина+лошадь).
Объяснение детям, что творчество — самостоятельная
работа. (Дети сидят как можно дальше друг от друга, в свободной позе, можно
закрыв глаза.)
«Творческая работа требует:
удобной позы;
тишины;
сосредоточения.
Работаем — творим в уме, словами».
Задание детям рассказать о придуманном герое по плану:
какая внешность;
как одет;
какой голос.
6. Подведение итогов. (Понравилось ли занятие? Что
именно?)
Родителям: сделать запись со слов ребенка описанного им сказочного
образа.
Занятие 4. Где живут добрые
герои сказок?
Задачи: развить фантазию, сосредоточенное внимание, желание
воспринимать прекрасное.
Обсуждение того, каким должен быть домик у Дюймовочки,
Чебурашки, Снегурочки и других героев.
Придумывание жилища для своего героя или героини. Помощь
детям — репродукции, фотографии необычных пейзажей в разных точках земного
шара, в разное время года.
Рассказы детей. Обсуждение:
может ли Огневушка жить в воде;
удобно ли Крохе жить во дворце великанов;
чей вариант жилища наиболее интересный.
Рисование или составление с детьми конструкций,
макетов игрушечных домов для добрых героев. Можно по желанию детей всем вместе
сделать конструкцию по 1—2 вариантам.
Подведение итогов.
Родителям: сделать с ребенком рисунок или аппликацию домика для
доброго героя.
Занятие 5. Злые герои сказок
Задачи: развить умение анализировать и сравнивать, различать
вымысел и реальность, избавляться от ненужных страхов, перенося их в
творчество.
Обращение к детям с вопросом, кого из злых героев
сказок они знают и как их можно классифицировать:
чудовища-«люди»: ведьмы, колдуны, лешие, водяные;
чудовища животные, птицы, змеи;
злые силы в обычном облике.
Обсуждение
того, надо ли бояться чудовищ.
(Нет, их просто придумали люди, боясь темноты, леса, грозы...)
«Вот посмотрите, обыкновенный ком бумаги. А теперь
(выключить свет) как он выглядит?»
Обращение к детям с просьбой сесть поудобнее, не мешая
друг другу, и попытаться придумать для своей сказки злое чудище. («Можно
нарисовать».)
4. Рассматривание иллюстраций, обсуждение.
Родителям: сделать запись описания ребенком злого героя, помочь
ребенку нарисовать его.
Занятие 6. Где живут злые герои?
Задачи: научить детей различать добро и зло, негативно относиться
к злу, преодолевая страх; понимать, что страшилища и чудовища вымышленные, как
и места их обитания.
Обсуждение с детьми, что такое свет и тьма (день и
ночь), почему злые герои живут в чащобе, на болоте, в развалинах и т.п. (Потому
что жадность, зависть, злоба омерзительны (очень противны), они это знают и
прячутся от людей.)
Показ картины «У омута» И. Левитана.
Задание детям придумать и описать место, где живет
злой герой. В помощь даются декорации, макеты, бросовый материал.
Рассказы детей. «Не забудьте, каким должен быть голос,
когда вы рассказываете о темных и мрачных местах».
Обсуждение.
Родителям: записать со слов ребенка описание жилища злого героя
и помочь ребенку нарисовать его.
Занятие 7. Что заставляет
добрых героев пуститься в дорогу?
Задачи: вызвать у детей эмоциональное состояние сопереживания,
сочувствия, желание помочь с помощью волшебства, т.е. фантазии.
Чтение и обсуждение отрывков из 2—3 сказок. «Почему маленькая
Герда пустилась в опасный путь (дорогу)? Боялась ли она? Страшно ли было
маленькому комарику из сказки «Муха- цокотуха»? Вспомните, кто еще пустился в
дорогу выручать попавших в беду?
Задание детям придумать, кто или что может заставить
доброго героя идти на помощь. «Если хотите, можете посмотреть на иллюстрации,
они вам могут подсказать кое-что».
Рассказы детей.
Рассказы детей от первого лица. «Попробуйте рассказать
не как сказочники-рассказчики, а как сам герой. Покажите нам, что (страх,
жадность, желание помочь) вы испытываете».
Оценочный анализ.
Родителям: записать со слов ребенка рассказ о путешествии
доброго героя.
Занятие 8. Дороги сказочных героев
Задачи: расширить кругозор детей, познакомить их с работами
художников Севера и Юга, развить фантазию.
Беседа о героях сказок: «Снежная королева», «Морозко»,
«Маленький Мук». «Когда и где происходят события в этих сказках? Посмотрите,
как зима выглядит на картинах художников Севера. А вот совсем другие
иллюстрации — южные».
Придумайте, по какой дороге пойдет, полетит, поплывет
ваш герой. Если он сделан человеком, не забудьте, из чего он создан, какую
дорогу смогут выдержать его ноги. Можно сделать с детьми эскиз дороги простым
карандашом.
Рассказы детей.
Оценочный анализ — обсуждение: сказочная ли это
дорога, есть ли в ней что-либо необычное, таинственное.
Если ребенок сделал удачный набросок, можно его
рассмотреть всем вместе.
Родителям: записать со слов ребенка описание сказочной дороги и
помочь ребенку зарисовать ее.
Занятие 9. Природа добрая и злая
Задачи: научить видеть связь человека с природой, ее ответ на
доброе и недоброе отношение; помочь детям освоить способы воображения
применимо к теме.
Демонстрация обложек известных сказок. «Как называются
эти сказки? Я прочитаю вам маленькие отрывки из сказки «Гуси- лебеди». А вы
ответьте на вопросы.
Кто здесь герои? Не только Аленушка, но и яблонька.
Природа помогает и она же отказывает в помощи. Почему?
Задание детям придумать, какие деревья, кустарники,
цветы, ручьи, речка, камни помогут в дороге выбранному герою и как именно.
Напомнить способы, которыми природа помогает человеку. «Не забудьте посмотреть
на пейзажи на стене и на столах».
Рассказы детей. Желающие могут сделать наброски
простым карандашом.
Обсуждение:
соответствует ли природа облику героя (великана,
гномика);
или несоответствие выбрано специально;
чей вариант самый интересный.
Родителям: записать со слов ребенка описание сказочной природы,
которая помогает или вредит человеку, и помочь сделать рисунок.
Занятие 10. Животные в сказках
Задачи: развить фантазию, научить анализу и сравнению, выразительной
речи.
«Вспоминаем сказки, в которых герои — животные».
Рассматривание репродукций, иллюстраций.
«Чем похожи животные в сказках?» (Говорят
человеческим языком.)
Обсуждение, похож ли герой «Аленького цветочка» на
медведей из сказки «Три медведя». Чем похож? Чем отличается?
Обсуждение характеров у сказочных животных. Кто
добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный?
«Какое животное вы бы выбрали героем своей сказки?»
«В кого хотели бы превратиться? Почему?»
Игра (педагог «заколдовывает» детей).
Родителям: записать со слов ребенка описание животного и его
превращение.
Занятие 11. Внешние превращения героев
Задачи: развить способности к анализу и сравнению, наблюдательность,
воображение.
Дается задание детям вспомнить сказки, где злые герои
превращаются в добрых людей (зверей). «Для чего они это делали? Как им это
удавалось?»
Герои меняли обличье, облик, т.е. внешний вид: лицо,
голос, прическу, одежду.
Превращение на фланелеграфе чудовища в человека, животное.
«Мы изменили облик, внешность чудовища, но сделали ли
его добрым?
Помните в «Аленьком цветочке» чудище внешне страшное,
а внутри, в душе какое? Обличье, облик могут обмануть, поэтому злые герои и
притворяются».
Детям дается задание нарисовать любое чудище, а потом
убрать из его внешности все противное, страшное.
Обсуждение.
Родителям: записать со слов ребенка портрет злого героя и его
превращения.
Занятие 12. Как добро побеждает зло
Задачи: развить в детях стремление к справедливости, веру в
победу добра над злом, при отрицательном отношении к жестокости.
Детям предлагается вспомнить героев сказок, которые
победили чудовищ, колдунов, злодеев.
«Что помогло им победить?» (Оружие.)
«Какое оружие вы знаете?» (Меч,
сабля, копье.)
Рассматривание этого оружия на иллюстрациях.
«Какое «оружие» было у волшебницы в сказке «Золушка»?
«А что за оружие было у Элизы из сказки «Дикие
лебеди»? (Только руки, терпенье и любовь.)
Задание детям выбрать оружие для своего героя
(героини).
Рассказы детей и обсуждение.
«Будет замечательно, если вы придумаете свой вариант,
как победить зло».
Родителям: записать самостоятельный рассказ ребенка о победе
добра над злом.
Занятие 13. Волшебные предметы в сказках
Задачи: развить воображение, обогатить речь детей.
Выставка книг-сказок, в которых есть волшебные
предметы (ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебная
палочка, сапоги-скороходы на красочных иллюстрациях).
Рассматривание книг и обсуждение.
Дети вспоминают другие предметы и дополняют.
«Зачем
нужны волшебные предметы?» (Чтобы
сделать с их помощью что-то волшебное.)
«Кто
придумывает волшебные предметы?»
(Сочинители, фантазеры, сказочники.)
«Как
придумали?» (Спомощью
преувеличения, преуменьшения, комбинирования.)
Задание детям обычные предметы сделать волшебными. «Конечно,
только на словах, как будто в сказке. Я буду записывать, чтобы увидеть, сколько
получилось удивительных вещей».
Родителям: записать со слов ребенка описание волшебной вещи,
помочь изобразить ее.