Волшебник Времени (продолжение) (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:32
Цели: развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом
разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования.
Оборудование:
несколько наручных часов, наборы карточек.
1.Беседа о
часах.
Приходит Игрушка, на каждой руке
и ноге — часы (можно и на хвосте).
В.:
Здравствуй, Игрушка! Ты такая необычная сегодня...
И.: Это я
специально часы надела, чтобы вовремя прийти. Мы же прошлый раз
говорили, что опаздывать нельзя...
В.: Но зачем тебе так много
часов, целых четыре штуки?!
И.: Вдруг
одни сломаются или время начнут неправильно показывать...
В.: Ребята, а
вы как думаете, действительно ли нужно так много часов?
И.: Ладно,
согласна, мне и самой не очень-то удобно на ноги смотреть, а особенно на
хвост... (Воспитатель помогает снять лишние часы).
В.: Что с
часами теперь будешь делать?
И.: Я буду
играть в часового...
В.: Что это
за игра?
И.: Часовой — это тот, кто стоит
на часах. Вот я положу их на пол и буду на них стоять.
В.: Ребята,
а вы как думаете, кто такой часовой?
(Обобщая
ответы детей, воспитатель говорит, что часовой — это
человек, который что-нибудь охраняет, сменяясь с другими по очереди -- «по часам».)
2.Обсуждение «Было так, стало
наоборот».
И.: Значит,
в часового не получится поиграть, жалко...
В.: Не
огорчайся, Игрушка, есть и другие игры с часами. По
часам люди могут узнавать время. А Волшебник Времени может творить разные чудеса, он может делать так, чтобы все становилось
наоборот.
И.: Как это
наоборот?
В.: Например, что-то было
маленьким, а прошло время — и стало
большим... Или что-то было горячим, а прошло время -стало холодным... Было так,
а стало наоборот...
И.: Что это такое: было
маленьким, а стало большим ?
В.:
Например, цветок: был маленький, а потом время прошло и он вырос.
И.: Еще что
это может быть?
И.: А вот так
может быть: было большим, а стало маленьким?
И.: Что это
такое? Было горячим, а стало холодным.
И.: Было
твердым, а стало мягким. Что это такое? И.: Какую
интересную работу делает Волшебник Времени: все
может изменить наоборот!
3.Игра на внимание «Наоборот».
Воспитатель
называет различные движения, которые нужно выполнять.
При этом если воспитатель показывает часы, то «вмешивается» Волшебник Времени и
нужно показывать противоположное движение.
Игра может
проходить в быстром темпе с выбыванием участников.
4.Обсуждение «Путаница
времени».
У воспитателя
несколько наборов карточек, представляющих собой
различные последовательности событий. Например: маленький ребенок — школьник
— взрослый — пожилой; ветка с листочками -- ветка с цветами — ветка с яблоком
-яблоко на тарелке; зима — весна — лето — осень; цыпленок -курица — яйцо —
яичница.
В.: После
игры Волшебник Времени совсем запутался, и вот что
получилось. Разве так бывает? Давайте поставим все по порядку.
Желательно
обсудить ситуации, почему последовательность событий
должна быть именно такой, почему нельзя их менять
местами.
Рекомендуется устно проговорить
несколько ситуаций по схеме что за чем (последовательность
действий: как приготовить чай, как
пришить пуговицу, как застелить кровать и т. п.) и обсудить, какие действия можно менять местами, какие нет (например:
приготовить чай можно по-разному: «заварка, потом кипяток» или «кипяток, затем заварка»; а вот положить одеяло, а сверху -- простыню будет неправильно).
5.Практическая работа.
Нарисовать
рисунок с «ошибками»: как не бывает. Воспитатель может
показать примеры подобных рисунков из детской литературы:
в саду ловят рыбу, птицы летают с парашютами, у человека на одной ноге
ботинок, на другой — валенок; будка стоит на крыше дома и т. п.
Упражнение «Чем похожи различные?»
Воспитатель
предлагает найти сходство в двух различных предметах из
одной тематической группы (тарелка и чашка; стол и стул; кошка и собака; цветок
и дерево и др.).
Вывод:
даже различные предметы могут иметь сходство.