Цели: познакомить
с приемом фантазирования «Изменение времени»;
развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о
сезонных изменениях в природе; развивать
воображение.
1. Беседа «Быстро — медленно».
Приходит
Игрушка, вся запыхавшаяся.
В.: Что с
тобой, почему ты так дышишь тяжело?
И.: Я бегом
бежала, боялась опоздать.
В.: Посиди,
отдохни пока, а мы с ребятами обсудим, почему ты так
спешила. Разве нельзя было опоздать, а мы бы подождали?
И.: Да, вот вы все говорите, что
опаздывать плохо, но я так устала, пока
добежала, и вообще есть пословица «Поспешишь -людей насмешишь». Больше не буду никогда так торопиться!
В.: Но есть
еще и другая пословица «Дорога ложка к обеду». Как вы
ее понимаете, ребята?
И.: Так что
же получается? И торопиться плохо, и медлить, тянуть
тоже плохо? А как хорошо?
В.: Хорошо, когда знаешь,
какие дела нужно делать быстро, а какие — медленно. Вот, например, когда
переходишь через дорогу, нужно идти быстро
или медленно? Почему?
И.: Конечно, быстро, даже бежать
нужно, а не идти, чтоб машина не наехала!
В.: А что
ребята скажут?
В.: А когда
с прогулки пришли, как нужно раздеваться?
И.:
Медленно, чтобы одежду не помять, осторожно в шкафчик повесить, все аккуратно сложить...
В.: Ребята,
как вы думаете?
И.: Пускай
сейчас ребята сами скажут, что нужно делать быстро, а что медленно. (Как
нужно умываться, обедать, убирать игрушки,
рисовать, подметать, говорить и т. д.)
2.Фантазирование.
В.: Чтобы все
всегда успевать, никогда не спешить и не опаздывать, нужно дружить с
Волшебником Времени.
И.: Что это
за Волшебник? Я никогда о таком не слышала.
В.: Этот Волшебник может
управлять временем, он умеет время ускорять
и замедлять, останавливать и перепутывать... Если время остановится, то ничего не будет расти, изменяться, все
останется таким же, как и сейчас; если время перепутается, то может
получиться так, что вначале нужно дом построить, а только потом завезут кирпичи...
Во многих
сказках этот Волшебник время ускоряет, помните: «И
растет ребенок там, не по дням, а по часам...» Представьте, если бы и с вами такое случилось: привели вас сегодня утром
в детский сад, а когда пришли забирать, прошло не 10 часов, а 10 лет, и вам уже
не 5 и 6 лет, а 15 или 16...
Обсуждение: Какова
будет реакция родителей па такие изменения? В какой одежде дети
пойдут домой — ведь сейчас холодно? Чем будут заниматься дома
— ведь они большие, чтобы играть с
игрушками? Что будут делать завтра утром: в садик их не отведешь — уже
большие, а в школу не возьмут — они ничего не знают, как быть? Что хорошего и что плохого, если так быстро стать
взрослым? Хотели бы вы, чтобы так получилось?
3.Физкультминутка «Времена
года».
Воспитатель
предлагает детям вспомнить поры года, их характерные
признаки и придумать, какими движениями можно изобразить
разные времена года.
Например, зимой холодно — нужно
«греться», весной распускаются цветы, осенью улетают птицы, идет дождь — нужно
«прятаться под зонтиком», летом жарко — можно «позагорать», «искупаться».
Воспитатель
называет команды в произвольном порядке, дети должны
соответственно реагировать.
4.Фантазирование (продолжение).
Воспитатель
предлагает представить, если бы и на самом деле времена
года могли сменяться очень быстро: каждый день утром весна, днем лето,
вечером осень, ночью зима. Чем и для чего
было бы это хорошо, чем неудобно?
Желательно
рассмотреть ситуацию не только с «детской» точки зрения (по ночам на санках
кататься, переодеваться постоянно, как быть
с Новым годом и др.), но и с других различных сторон: что будет с
растениями (утром семена — вечером урожай),
с птицами (отлет в теплые края, высиживание птенцов), с животными, с людьми и др.?
5.Практическая работа.
Нарисовать
так Волшебника Времени, чтобы было видно, что это
именно этот Волшебник, а не какой-нибудь другой.
6.Подведение итогов.
Упражнение «Чем отличаются
похожие?»
Воспитатель
предлагает найти различия в двух похожих предметах (два окна, два
дерева, два стульчика, две руки и т. д.). Вывод:
даже похожие предметы могут
различаться.