ЦЕЛЬ: познакомить со структурой повествовательного
текста, с первой частью — зачином и началом в сюжетных рассказах и сказках.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель читает детям рассказ М. Пришвина «Еж»,
опуская начало.
— Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили,
что не было именно начала? Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то
раз, однажды, дело было летом и т.п.) Как начинаются сказки? (Жили-были, в
некотором царстве и т.п.)
Воспитатель предлагает детям модель рассказа: поезд,
состоящий из трех вагончиков — начала, середины, конца (все вагончики разного
цвета). Дети выкладывают из них последовательность изложения. Затем читает
короткий рассказ, где все части перепутаны местами: «Пришла мать и сказала:
«Сядьте вместе». В субботу вечером у Кати и Вари была ванна. У них вышла ссора,
кому первой принимать ванну».
Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он
получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало,
третье — середина, а первое — это конец рассказа).
— Определите место предложений в рассказе: «Захотелось
зайцу, чтобы его боялись. С тех пор и начала Синичка с дятлами дружить. Однажды
в солнечное утро вышел зайчик на прогулку. Да только лиса его и видела.
Жила-была на свете маленькая девочка». |