Цели:
Познакомить детей с загадками - рифмами.
Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.
Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия
предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего
слова «посуда».
Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и
наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.
Развивать выразительность речи, силу голоса.
Оборудование:
Шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей, карточки с
изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на
другой, обстановка внутри дома (стол, стулья, сундук, кровать, шкаф с
посудой (буфет) и т.п.), корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша,
огурец, помидор, редис), игрушечная лягушка.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Воспитатель показывает детям игрушечную лягушку: Посмотрите, кто к
нам пришел в гости?
Дети: Лягушка, лягушка-квакушка…
Воспитатель: Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы думаете, из
какой?
Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Разные колёса», «Кораблик» …
Воспитатель: Эта сказка про небольшой домик, в котором хотело
поместиться множество разных животных.
Дети: Это - «Теремок».
Воспитатель: Правильно, наша гостья прискакала к нам из сказки
«Теремок». Вспомним героев из этой сказки.
Дети: лягушка. мышка…
Воспитатель: посмотрите, лягушка принесла нам загадки…
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с
загадками-рифмами.
Ход:
Взрослый рассказывает загадку. а дети - договаривают в рифму последнее
слово - отгадку. Отгадку-картинку воспитатель выставляет на наборное
полотно.
Воспитатель: К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку
загадки.
- Хитренько взглянула - На лугу по кочкам Хвостиком махнула Прыгают листочки И исчезла -чудеса Выпуклые глазки Где ты, рыжая …лиса) И кривые лапки Только где же ушки Кто это? …(лягушка)
- Ой, зайчишкам не до смеха - Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко От его клыков и меха Хлопает крыльями громко-громко В зайцах с детства знает толк Курочек верный пастух Злой, зубастый, серый … (волк) Как зовут его?… (петух)
- Кто большой и косолапый - Ночью ходит, днем он спит. Мёд достал из улья лапой? Если сердится – ворчит. Скушал сладость - и реветь Он живет в лесу дремучем, Как зовут его? … (медведь) Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто ж? - Кто по пальмам ловко скачет? Ну, конечно, это …. (еж) Кто кокосы в листьях прячет? Кто нам кинул 2 банана? Догадались? (обезьяны).
Воспитатель предлагает всем пройти на стулья
Воспитатель: Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все эти герои
из сказки «Теремок»?
Дети: Нет, обезьяны не из этой сказки.
Воспитатель: Да, эти животные совсем из другой сказки.
А загадки вам понравились. Загадки были похожи на стихи.
Воспитатель: Вы хотите поиграть в сказку «Теремок»? Дети соглашаются.
Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки?
Дети: Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.
Воспитатель: Кого из зверей не впустили в теремок?
Дети: В теремок не впустили медведя.
Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в
дверь теремка?
Дети: Кто, кто в теремочке живет?
Воспитатель: Как будет просится лягушка в теремок. Послушайте
меня…(образец взрослого). Маша, покажи, как будет прыгать лягушка, как
она будет проситься в домик?
Воспитатель: А как прибежит к домику мышка? (предлагает двум детям
показать) Как они будут проситься в теремок тонким голосом?
Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку (двум детям
предлагает показать) Как он будет говорить грубым голосом? Вызванные дети выполняют задание.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по одной картинке с героем,
которым вы будете. Составьте загадку, только не забудьте, что животное
называть не надо. Мы должны сами догадаться, о ком вы рассказываете. Дети берут со стола картинки с изображением героев сказки «Теремок»,
составляют описательные загадки по схеме.
Воспитатель после загадки ребенка забирает картинку и надевает
шапочку.
Воспитатель: Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку слушать.
Слушать и рассказывать. Зрителям показывать.
- Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Мимо мышка бежала…
Воспитатель: … В теремочек постучала.
Ребенок-мышка выполняет движения (бежит, подбегает к теремку)
Ребенок- мышка стучит в дверь: Кто, кто в теремочке живет? … Дети под руководством воспитателя развертывают театральный этюд
Воспитатель: Вот попали в теремок мышка-норушка, лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок. Стало им
весело. И вдруг… В это время мимо теремочка шел медведь. Увидел домик,
да как начал реветь.
Ребенок-медведь: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Дидактическая игра «Кто где спрятался?»
Цель игры:Закреплять использование детьми пространственных
предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.
Ход игры:
Воспитатель: Испугались звери и спрятались. Дети прячутся в пределах обстановки теремка.
Воспитатель: Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит зайчик? возле
чего сидит лягушка-квакушка? и т.д.). Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в
случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении
предложений (дает правильный образец).
Воспитатель: Подойди, мишка, посмотри, куда спрятался заяц…, лягушка…
Воспитатель: Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил. Одиноко ему
одному: Не хотят его хозяева впустить,
Не хотят его обедом угостить.
Воспитатель: Жалко Мишеньку?
Дети: Жалко. Давайте впустим…
Воспитатель: Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в
теремок.
Дети: Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро пожаловать, Мишутка.
Милости просим в гости к нам!
Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить
его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово,
он сделает шаг к дому… И на каждое красивое слово он будет делать шаг.
Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.
Дидактическая игра «Назови словечко»
Цель:
Активизировать в речи детей прилагательные.
Ход игры:
Воспитатель: Какой у нас Мишка?
Дети: Добрый…
Воспитатель: Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда подойди на шаг к
дому…
Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый,
большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а
ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.
Воспитатель: Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол.
Воспитатель: А ты что это принес в корзинке?
Ребенок-мишка: гостинцы - овощи и фрукты…
Воспитатель: (достает из корзинки огурец). Что это?
Дети: Это огурец.
Воспитатель: Расскажите, какой он.
Дети: Он зеленый, длинный, хрустящий…
Воспитатель: Зеленый, как…
Ребенок: Как крокодил, лягушка, кузнечик…
Воспитатель: Он длинный, как…
Дети: Как веревка, карандаш, палка…
Воспитатель: Он хрустящий, как…
Дети: Как капуста, сухарики, снег под ногами…
Воспитатель: Послушайте, получилась интересная загадка: Он растет на
огороде. Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как
лягушка.
Воспитатель: Давайте вместе придумаем загадку про… (достает яблоко).
Какое оно?
Дети называют признаки (качества): круглое, красное, сладкое, сочное,
растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает таким же.
Воспитатель: Составим загадку про яблоко. Оно растет на дереве. Круглое,
как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко.
Воспитатель: А теперь будем стол мы накрывать, да медведя
угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для
чаепития?
Дети: Чашки.
Воспитатель: Зайчик, принеси, пожалуйста, чашку.
Воспитатель: Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести. Во что
насыпают сахар?
Ребенок: В сахарницу. Я принесу сахарницу.
Воспитатель: А масло в чем хранится?
Ребенок: В масленке. Я принесу масленку.
Воспитатель: А конфеты куда мы положим?
Ребенок: В конфетницу…
Воспитатель: Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что мы его нальем?
Ребенок: в молочницу.
Воспитатель уточняет назначение предметов посуды.
Воспитатель: Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, молочник, чайник.
Как это можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «Чаепитие». |