Задачи: активизация словаря; употребление предлогов
на, около, за, под в составе простого предложения; склонение слова «снег» по
падежам; дифференциация признаков зимы и осени; развитие внимания, мелкой
моторики руки.
Оборудование: макеты деревьев и кустов, фигурки диких
животных, вата, две картинки (одна — с изображением осеннего леса, другая —
зимнего), карточки с изображением признаков зимы и осени, листы бумаги с
изображением контуров снежинок, фломастеры.
* * *
I. Оргмомент
Детям предлагается назвать признаки зимы по памяти.
II. Составление макета «Зимний лес»
Детям предлагается составить макет зимнего леса под
рассказ педагога:
«Зимний лес очень красивый. Деревья и кусты покрыты
снегом. Кругом огромные снежные сугробы. Зимой в лесу можно увидеть белку,
лису, зайца, волка».
Вместо снега кладется вата. Обращается внимание детей,
что вата похожа на снег. Она белая, легкая, пушистая. Расставляются деревья и
кусты, на которые можно положить кусочки ваты. Затем предлагается детям
расставить на макете зверей по инструкции, составив простое предложение с
предлогом.
Педагог. Поставь зайца около куста.
Д е т и. Я поставил зайца около куста.
Педагог. Поставь волка под деревом.
Д е т и. Я поставил волка под деревом.
Педагог. Посади белку на ветку.
Д е т и. Я посадил белку на ветку.
Педагог. Поставь лису за елку.
Д е т и. Я поставил лису за елку.
Педагог. Посмотрите, какой это лес?
Дети. Зимний.
Педагог. Почему этот лес зимний?
Д е т и. На деревьях нет листьев, все вокруг покрыто
снегом.
III. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
Зимой часто падает белый, пушистый ... (снег).
На земле, деревьях и кустах много белого, пушистого
... (снега).
Мы рады белому, пушистому ... (снегу).
Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).
IV. Дидактическая игра «Какой лес?»
На наборное полотно выставляются две картинки: одна —
с изображением осеннего леса, другая — с изображением зимнего.
Детям раздаются предметные картинки с изображением
признаков осени и зимы, например: желтый лист, снежинка, сугроб, дождь;
дерево, покрытое желтой листвой; дерево без листьев и т.п.
Каждый ребенок должен назвать свою картинку и
соотнести ее с картинкой зимнего или осеннего леса.
V. Итог
Предложить детям обвести по контуру снежинку.
Оценивается работа каждого ребенка.