• Упражнять в подборе определений к заданному слову
• Учить образовывать притяжательные прилагательные
(значение принадлежности) и прилагательные от основ существительных
• Развивать навыки слогового чтения
• Развивать умение строить связные высказывания типа
рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения
• Развивать навыки творческого рассказывания, умение
придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.
Воспитательные:
• Формирование навыка выражения собственного мнения
• Развитие речевого этикета
• Развитие способности к коллективному творчеству
• Развитие навыков активного контроля и самоконтроля
Развивающие:
• Развивать логическое мышление и умение отстаивать
свое мнение
Материалы для занятия
• Фотоиллюстрации с изображением зимнего леса
• Картинки (25-30) для игры «Логические цепочки»
• Карточки с напечатанными на них словами (или картинками)
Ход занятия
Отгадывание загадок
Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие
будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
• Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой
загадке?
• Почему зиму называют здесь царицей?
• Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?
• На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в
этой тройке?
• Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Послушайте еще одну загадку про зиму: «Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка: тряхнет перинки - над миром пушинки!»
Расскажите, какие образные выражения используются в
этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки
трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?
А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются
сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти
выражения.
Он вошел - никто не видел.
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес.
(Мороз)
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает - ковром устилает.
(Снег)
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с
загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно
выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто
используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку.
Игра «Логические цепочки»
Игру начинает воспитатель. Она укрепляет на фланелеграфе
картинку с изображением новогодней елки.
Воспитатель: В сказку нельзя попасть на обычном
транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого
соединяются между собой с помощью логической связи. Первой я ставлю на
фланелеграф картинку с изображением новогодней елки, потому что Новый год
-главный праздник зимы, а елка - основной атрибут, символ этого праздника.
Здесь, на столе, разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку
можно поставить рядом с елкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот,
например, я поставлю рядом с елкой картинку с изображением еловых шишек,
потому что шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку. Каждый
должен выбрать хотя бы одну картинку, включить ее в цепочку и объяснить свой
выбор.
На моих занятиях дети выстраивали такие цепочки:
Белочка, потому что зимой она лущит еловые шишки и питается еловыми семенами.
- Кошка, которая умеет лазать по деревьям так же ловко, как и белка. -
Поросенок, потому что он тоже домашнее животное, как и кошка. - Цыпленок, он тоже
домашнее животное, вернее птица. - Попугай, так как он тоже птица. -Лист с
дерева, потому что попугай сидит на дереве. - Сапожки для осенних прогулок,
потому что лист осенний. - Варежки, так как ото тоже предмет одежды, как и сапоги.
Шубка, потому что это зимняя одежда, а еловые ветки на
картинке покрыты снегом. - Кошка, потому что она тоже «одета» в теплую меховую
шубку. - Мышка, за которой так любит охотиться кошка. - Мышка держит кусочек
сыра. Сыр обычно кладут на хлеб и едят этот бутерброд с чаем. Ставим картинку с
чайником. - Баночка варенья к чаю. - Яблоко, потому что из яблок варят вкусное
варенье. - Подсолнух, потому что это тоже растение. - Лопата, потому что
растение нужно окапывать. - Лейка, потому что растение нужно поливать.
Новогодняя елка. - Елочная игрушка для украшения. - Игрушечный
велосипед (тоже игрушка). - Автомобиль, потому что это тоже транспорт. -
Телефон, потому что он тоже красного цвета (такой подбор тоже может быть;
важно, чтобы ребенок объяснил свой выбор). - Гномик, которому я могу позвонить
по телефону. - Цветы, потому что гномик тоже держит цветок. - Бабочка, потому
что она любит цветочный нектар. - Павлин, у него такая же пестрая раскраска,
как у бабочки. - Попугай, потому что он тоже птица. -Месяц такого же желтого
цвета, как и попугай. - Радуга, она тоже явление природы. - Радуга бывает после
дождя. Во время дождя нужен зонт.
Построение таких логических цепочек имеет целью развитие
связной речи детей, формирование умения строить связные высказывания типа
рассуждений.
Подбор эпитетов
Воспитатель: Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит
сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись
под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
• Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий,
колючий, искристый, серебристый.)
• Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты
снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом;
замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)
• Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий
снег, пушистые снежинки, тихое кружение.)
Образование притяжательных прилагательных (значение
принадлежности) и прилагательных от основ существительных Воспитатель: После
прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть. Для этого зайдем в гости
к Лесовичку. Но здесь на полянке очень много домиков лесных жителей.
• В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.)
• В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.)
• В этом ломике живет волк со своим семейством. Чей
дом? (Волчий.)
• Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.)
• А в этом домике хрюкает кабан. Чей дом? (Кабаний.)
Наконец мы нашли домик Лесовичка. Давайте зайдем к нему в гости. Лесовичок
хочет угостить нас чаем. Садитесь за стол. К чаю будут пироги и варенье.
Возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами (карточки с изображениями).
На обороте нарисованы ягоды, из которых сварено варенье. У меня варенье из
малины - малиновое. А у вас? (Варенье из смородины - смородиновое, из клубники
- клубничное, из яблок - яблочное, из вишни - вишневое, из слив - сливовое, из
абрикосов - абрикосовое, из персиков - персиковое, из земляники - земляничное,
из черники - черничное, из брусники -брусничное, из клюквы - клюквенное.)
А теперь попробуем пирожки. На моем нарисован крыжовник,
значит, это пирог с крыжовенной начинкой, крыжовенный пирог. А у вас? (С
клубникой - клубничный, с земляникой - земляничный, с вишней - вишневый, с
яблоками -яблочный, со сливой - сливовый, с абрикосами - абрикосовый, с
персиками - персиковый, со смородиной - смородиновый, с черникой - черничный,
с брусникой - брусничный, с клюквой - клюквенный, с малиной - малиновый.)
Составление сказки по картинкам
Воспитатель: Теперь, когда вы подкрепились и отдохнули,
подойдите к этому столу. На нем разложены карточки со словами. Пожалуйста,
возьмите по одной. Теперь попробуйте составить команды. Условие одно: в каждой
команде должно быть четыре человека. Прочтите слова, написанные на карточках.
(При необходимости напечатанные слова можно заменить на картинки.) А теперь
задание каждой команде: попробуйте придумать сказку, используя четыре ключевых
слова с ваших карточек. Вы сами решаете, как вы будете рассказывать сказку -
кто-то один из команды, или все по очереди.
При необходимости воспитатель помогает детям, задавая
вопросы, направляя таким образом, развитие сюжета.
Слова на карточках я предлагаю написать следующие:
медведь, заяц, озеро, лес, елка, сугроб, подарок, краски, снегопад, метель,
оттепель, Снегурочка, лисичка, праздник, обман, наказание, месяц, белочка,
мишура, Баба-Яга.
Выход из занятия
Оценку результатов занятия воспитатель предлагает сделать
детям. Для этого он просит их выбрать фишки красного цвета, если занятие детям
понравилось и было интересно; фишки желтого цвета, если что-то в занятии не понравилось;
и фишки синего цвета, если занятие не понравилось вовсе. Конечно, с теми
детьми, которые выбрали желтые и синие фишки, нужно побеседовать более
подробно.
Затем воспитатель предлагает детям оценить собственную
работу на занятии с помощью тех же фишек. Это помогает детям выработать навыки
активного контроля за своей работой. При неправильной самооценке воспитатель
просит других детей высказать свое мнение о работе друга, его взаимоотношениях
с другими детьми.
В свою очередь, воспитатель подчеркивает, что лучшие,
самые интересные сказки получились у тех команд, где дети сумели договориться,
согласовать свои действия.