Цель. Беседа познакомит детей с правилами поведения во
время разговора.
Дидактический материал — сюжетные картинки с изображением
ситуаций вежливого поведения детей во время разговора.
Ход беседы.
Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и
обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:
— говори вежливым тоном;
— используй «волшебные» слова;
— смотри в лицо собеседника;
— не держи руки в карманах.
Далее выясняется, что:
— во время разговора не следует есть, например
пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережевываешь пищу, брызги
слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова
невнятно;
— если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не
должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;
— невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом
стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.
Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворения,
в которых говорится о правилах поведения во время разговора.
Г. Остер Советы непослушным детям
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться,
А потом
Громко крикнуть
Прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет!
А. Кондратьев
Перебивалка
— За рекой...
— За какой?
— За широкой такой!
Проживал крокодил...
— Что жевал крокодил?
— Не жевал! Про-жи-вал!
Просто жил крокодил!
Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере-жи-вал?
— Ох! Ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал, и глотал
Тех, кто перебивал!
Упражнение-инсценировка «Котенок»
Цель. Упражнение учит детей вежливому общению.
Ход упражнения.
Котенок. Где моя мамочка? Я очень хочу есть и забыл,
как надо просить. Корова, ты знаешь как?
Корова. Надо сказать: му-му-му, и тебе дадут сочной
травы.
Котенок. Спасибо тебе, корова. Но мне не так надо просить.
Котенок встречался то с лошадью, то со свиньей, то с
барашком и т.д. и, наконец, встречается с кошкой и хозяйкой.
Кошка. Ох! И глуп же ты, котенок, я же тебя учила, а
ты все забываешь. Если ты захочешь есть, то подойди к хозяйке и ласково скажи:
мяу-мяу-мяу!
Котенок. Мяу-мяу-мяу! Хозяйка, покорми меня, налей молочка,
пожалуйста.
Хозяйка. Хороший котенок, ласковый. Вот тебе молочко,
пей, пожалуйста.
Тут и всех животных позвали на обед.
Игра с пением «Дети и пес»
Цель. Игра закрепляет убеждение детей, что вежливое
обращение приятно и необходимо в общении со всеми, даже с животными.
Ход игры.
Дети.
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он сидит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Пес (поднимаясь).
Ав, ав, ав,
Мои друзья,
Так приветствую вас я,
Вас в деревню провожу,
Вам дорогу укажу.
Игра-драматизация «Черепаха и заяц»
Цель. Игра закрепляет у детей навыки общения, умение
правильно вести диалог.
Стихи К. Тонгрыкулиева.
Ход игры.
Педагог читает в лицах стихи К. Тонгрыкулиева, а дети
внимательно слушают, обращая внимание на добрые ласковые обращения.
Черепаха.
Это ты, зайчишка? Здравствуй!
У ежа сегодня праздник,
В гости он меня зовет,
Где, скажи мне, он живет.
Заяц.
Черепаха, ты сверни-ка
На тропинку вдоль поляны,
А потом правей держи,
Там в траве живут ежи.
Я и сам спешу к соседу —
И меня он звал к обеду.
Черепаха.
Догоню, зайчишка милый,
Вот подарок позабыла,
Загляну к себе домой —
Там лежит подарок мой.
Заяц.
Только, тетушка, гляди,
Поскорее приходи:
Доплетешься к вечеру —
Кушать будет нечего!
Игра-упражнение «Передай другому»
Цель. Игра-упражнение закрепляет навыки вежливого общения
с окружающими.
Ход игры.
Педагог вносит белый меховой комочек и предлагает
детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать,
погладить) его, а затем ласково назвать качества: беленький, пушистый, мягкий,
ласковый и т. д. Затем бережно, осторожно передает его соседу, соблюдая правила
вежливости: передавать комочек меха прямо в руки, глядя в глаза товарищу,
называя сверстника ласково-уменьшительным именем: «Танечка, возьми,
пожалуйста. Спасибо».
Этюд «Кому и как можно подражать»
Ход этюда. Педагог читает стихотворение, а дети
произносят, как стали говорить животные по-новому.
К. Чуковский
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали...
Кошечки захрюкали...
Уточки заквакали...
Курочки закрякали...
Воробышек прискакал
И коровой замычал...
Прибежал медведь
И давай реветь:
«Ку-ка-ре-ку!» |