Цель. Игра знакомит детей с правилами речевого
поведения во время телефонного разговора.
Дидактический материал — два игрушечных телефона.
Ход игры.
Педагог спрашивает у детей, знакома ли им такая
ситуация, как в стихотворении. Читает стихотворение Е. Руженцева «Телефон».
Телефон у нас висит.
Телефон весь день звонит.
На носочки я встаю,
Телефон не достаю.
Я залез на табурет,
Говорю, что папы нет.
— Умеете ли вы вежливо разговаривать по телефону? —
спрашивает педагог. Дети отвечают.
Затем педагог предлагает разыграть несколько ситуаций:
Маша звонит Ане, выясняя, по какой программе показывают мультфильмы. С чего
начать разговор, как лучше его закончить, какие «вежливые» слова должны
прозвучать в этом разговоре?
Саша звонит заболевшему другу. К телефону подходит
мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится?
Катя звонит маме на работу. К телефону подходит
незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Не забудьте извиниться:
ведь вы отрываете людей от работы.
Дети самостоятельно разыгрывают предложенные ситуации,
а педагог помогает им принимать правильные решения.
После этого педагог предлагает детям еще одну
игру-драматизацию «Телефон» по рассказу Н. Носова. Для этого он сначала
читает рассказ, а потом предлагает детям сыграть эту сценку, взяв на себя роли
героев.
«...Мы с Мишкой купили замечательную игрушку — телефон.
Пришли из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой — у
Мишки и соединили их через окно проводами.
_ Ну, — говорит Мишка, — будем разговаривать. Беги наверх
и слушай.
Я побежал к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже
кричит Мишкиным голосом:
— Алло! Алло! И я кричу:
— Алло!
— Ты слышишь что-нибудь? — кричит Мишка.
— Слышу. А ты?
— Слышу. Вот здорово! Ты хорошо слышишь?
— Хорошо. А ты?
— И я хорошо! Ха-ха-ха! Слышишь, как я смеюсь?
— Слышу. Послушай, я сейчас к тебе приду.
Мишка прибежал ко мне, и мы стали обниматься от
радости.
— Хорошо, что купили телефон! Правда? — говорит Мишка.
— Конечно,— говорю,— хорошо...»
И вот какие разговоры начали вести мальчики:
— Алло!
— Алло!
— Давай разговаривать.
— Давай, — говорю. — А о чем разговаривать?
— Ну, о чем... О чем-нибудь...
— Чего же ты не разговариваешь?
— А ты почему не разговариваешь?
— Да я не знаю, о чем разговаривать, — говорит Мишка.
— Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем
разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и
разговариваешь...
Я говорю:
— Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.
— Ладно.
Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял
трубку.
— Ну, придумал? — спрашивает Мишка.
— Нет еще, не придумал.
— Зачем же ты звонишь, раз не придумал?
— А я думал, что ты придумал.
— Я сам бы тогда позвонил.
— А я думал, ты не догадаешься.
— Ну ладно. До свидания.
— До свидания.
Я повесил трубку. Вдруг Мишка снова звонит...»
Педагог. Объясните, почему мальчики звонят друг другу,
ведь они не знают, о чем разговаривать? Как вы думаете, появятся ли у друзей
темы для разговора по телефону? А вы когда пользуетесь телефоном? Кому
звоните, о чем говорите?
|