Цель. Занятия по данной теме направлены на ознакомление
детей с основными правилами этикета, обучение их культурно вести себя за
столом.
Игра-драматизация «Угощение»
Цель. Игра формирует навыки правильного поведения за
столом и общения с присутствующим здесь же гостем; учит детей быть
гостеприимными.
Дидактический материал — игрушечный чайный сервиз,
скатерть (салфетки), кукла Таня, игрушечные стол и стулья.
Ход игры.
Дети садятся на поставленные полукрутом стулья.
Педагог сообщает о том, что кукла Таня обещала сегодня прийти в гости.
Педагог. Как мы встретим Таню?
Саша. Скажем: «Здравствуй!»
Педагог. Да, скажем: «Здравствуй, Таня!» И сделаем поклон
головой. (Показывает.) А как мы предложим Тане стул? Посмотрите, дети, как
нужно предложить стул. (Педагог ставит стул и говорит: «Садись, Таня,
пожалуйста».)
(Раздается стук в дверь. Няня вводит большую куклу
Таню. Таня здоровается. Дети отвечают ей так, как показывал педагог.)
Педагог. Сашенька, предложи, пожалуйста, Тане стул.
(Саша с готовностью несет стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста!»)
Педагог. Мы рады, Таня, что ты пришла к нам в гости.
Ребята, давайте угостим Таню чаем! Саша. Таня, чай пить!
Педагог. Нужно сказать: «Садись, Таня, с нами чай
пить». (Саша повторяет приглашение. Таня благодарит.)
Педагог.
Алла и Наташа,
расставьте, пожалуйста, чашки для всех.
(Девочки старательно расставляют кукольный сервиз.
Педагог предлагает всем сесть к столу, вежливо приглашает и Таню, Сашу просит
налить чай. Саша сидит рядом с Таней и ей первой наливает чай.)
Педагог. Правильно, Саша, гостье первой наливают чай.
Саша
(протягивает Тане конфету). Ешь, Таня, конфету.
Педагог. Надо взять вазочку и сказать: «Угощайся,
Таня, пожалуйста». Вот так.
(Саша подает вазочку, предлагает Тане угощение. Таня
благодарит.)
Дети с интересом наблюдают за происходящим, пьют чай.
Педагог, действуя за Таню, показывает, как правильно, красиво держать чашку,
не поднимать ее высоко, допивая чай, и т. п.
Педагог обращает внимание на то, как следует держать
чашку, показывает, как Таня вытирает рот салфеткой.
Затем Таня благодарит детей за угощение, прощается.
Дети прощаются с ней, снова приглашают в гости.
Игра-драматизация «Маша обедает»
Цель. Игра учит детей быть гостеприимными хозяевами,
вежливо общаться друг с другом.
Дидактический материал — кукольный столовый сервиз,
скатерть, бумажные салфетки.
Ход игры.
Педагог читает стихотворение, исполняя все роли. Дети
помогают ему в этом.
Педагог. Час обеда подошел,
Села Машенька за стол.
Машенька.
Все успела сделать я,
Вот идут мои друзья.
Собачка. Ав, ав, ав, вот и я,
Твой Арапка, верный пес,
День и ночь я дом стерег,
Наработался, продрог.
Машенька. Добро пожаловать, Арапка,
Иди к столу, но вымой лапки.
(Арапка имитирует умывание, Машенька хлопочет около
стола.)
Кошка. Мяу, мяу, мяу,
Впустите меня.
Машенька. Кто
теперь к нам царапается в дверь?
Кошка. Это я, Мурка —
Серенькая шкурка,
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
Машенька.
Заходи-ка, кошка Мурка,
Причеши-ка свою шкурку.
Курица. Куд-куда, куд-куда.
Машенька.
Кто еще спешит сюда?
Курица. Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая,
Я не ела, не пила,
Вам яичко принесла.
Машенька.
Заходи к нам, не стесняйся
Да почище умывайся.
Индюк. Бу, бу, бу, бу, бу, бу,
И я обедать к вам иду.
Машенька.
Никому отказа нет,
Подам я каждому обед;
Собачке в миске;
В блюдечке киске,
Курочке-несушке в черепушке,
Машеньке в тарелке,
В глубокой, не мелкой.
(Рассаживает гостей за стол, угощает их, затем гости
благодарят и уходят.)
Беседа «За столом»
Педагог вместе с детьми проводит беседу за
сервированным столом. В начале беседы полезно вспомнить некоторые элементарные
правила сервировки стола.
Затем педагог предлагает для детей различные ситуации,
которые могут произойти с ними за столом:
— тебе подали салфетку;
— тебе вылили случайно на колени суп;
— ты опрокинул стакан с чаем у соседа;
— тебе необходимо что-либо взять с другого конца стола
и пр.
Педагог предлагает детям обсудить эти ситуации и
некоторые из них проиграть.
К ребятам в гости можно пригласить одного из сказочных
героев. В качестве закрепления правил поведения за столом дети рассказывают
гостю, как они иногда поступают неправильно и как надо себя вести за столом.
Гость из сказки благодарит всех детей и особенно
хвалит тех, чьи ответы были наиболее интересными и правильными, предлагает
запомнить правила поведения во время еды.
— Сиди красиво за столом, не наклоняйся сильно над столом,
не ставь локти на стол, подноси чашку ко рту.
— Ешь не спеша, хорошо пережевывая пищу.
— Не мешай соседу по столу, говори в случае
необходимости совсем тихо.
— За еду
следует поблагодарить и педагога и няню, подойдя к ним. Поблагодарить надо
тихо, спокойно, глядя в лицо человека, которому это говоришь
|