Синонимы
Цель игры: научить детей группировать слова по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.
Оборудование: карточки с
изображенными на них предметами (огонь, растение, машина, тарелка с
едой, труба, шапка, пальто и др.), стулья для каждого участника.
Возраст: 6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает
ребятам занять свои места на стульчиках, которые расставлены полукругом.
В центре стоит еще один свободный стул. При помощи любой скороговорки
из присутствующих выбирают одного ребенка, который и занимает свободное
место.
Следующим этапом воспитатель объясняет
правила игры, которые заключаются в том, что необходимо назвать слова,
очень близкие по смыслу к тому слову, которое будет названо
руководителем. Сначала воспитатель приводит пример (близко – рядом,
быстро – скоро, есть – кушать, смотреть – глядеть).
Когда ребята поймут смысл игры, можно
начинать. Руководитель показывает карточку с изображением чего-либо
ребенку, который находится в центре, затем он пытается назвать данный
предмет несколькими словами, например, книга, брошюра. Если малыш хорошо
справился с заданием, то он выбирает следующего участника игры, который
занимает его место и получает новое задание.
Слова и картинки, которые можно предложить
детям, могут быть следующими: огонь – пламя, цветок – растение, машина –
автомобиль, еда – кушанье – блюдо и т. д.
Подобная игра помогает детям не только
обогащать свой словарный запас, но и побуждает использовать в речи те
слова, которые они раньше не употребляли. Антонимы
Цель игры: развивать речь детей, внимательность и умение находить сходства и различия в представленных словах.
Возраст: 6 лет.
Ход игры: игра проводится подобно
предыдущей, только вместо того, чтобы показывать ребятам картинки с
изображением того или иного предмета, воспитатель сам называет слово.
Первым этапом необходимо поинтересоваться у
ребят, понравилась ли им игра, которая проводилась ранее, что
необходимо было в ней делать, получилось ли это у ребят. Только затем
можно объяснять правила игры, которые заключаются в том, что теперь
следует говорить слова, не похожие по смыслу, а наоборот,
противоположные. Сами термины «синоним» и «антоним» руководителю
называть необязательно.
После того как дети усвоят правила игры,
можно попросить их назвать слово с противоположным значением к словам
«грустный» (радостный), «правда» (ложь).
Теперь можно приступать к игре. Дети
занимают места на стульчиках, расположенных полукругом, и выбирают
первого участника. Когда ребенок правильно назовет слово, он вызывает в
центр другого ребенка. Если дети хорошо усвоят правила игры, то она
протекает очень быстро, но требует при этом большого внимание от ее
участников.
Слова для заданий можно подобрать
следующие: польза (вред), работа (отдых), сладкий (соленый или горький),
сидеть (стоять), ходьба (бег), потолок (пол), небо (земля), большой
(маленький), день (ночь) и др. |