Цель. Развивать умение сравнивать предметы и
группировать их, ориентируясь на одно, два или три свойства
одновременно (цвет, форма и величина); умение пользоваться предметами
заместителями; понимание и использование в речи слов для обозначения и
обобщения выделенных свойств. Материал. Логические блоки Дьенеша; 5
медведей (3 маленьких и 2 больших). Фигурки зверей: лисы, волка, зайца,
ежа, белки; карточки (5x5 см).
Содержание Вариант I. На одном столе расположены
медведи: Михаил Михайлович, Настасья Петровна и их дети: Михась, Миша и
Мишутка, на другом столе — геометрические фигуры, разложенные по
цвету (всего три группы).
По просьбе педагога дети усаживаются и слушают сказку:
«Жил медведь с медведицей и тремя медвежатами в избушке в дремучем
лесу. Каждое утро медведь уходил на охоту, а медведица оставалась дома.
Медвежата гуляли в лесу. Уходя, медведь всегда говорил медвежатам:
«Гуляйте, где хотите, но вечером возвращайтесь домой. А чтобы не
заблудиться в лесу, берите с собой камушки и сыпьте их по дороге. Когда
захотите вернуться, сможете легко найти дорогу, собирая свои камешки».
Медвежата так и делали: Михась брал большие красные камешки, Миша —
круглые большие, а Мишутка — маленькие квадратные». (Показывает.)
Затем воспитатель предлагает детям погулять с медвежатами.
Для этого нужно найти карточки, на которых нарисовано, какие камушки
взял каждый мишка: карточку, на которой нарисовано красное пятно и
большой дом, для Михася, с кругом и большим домом для Миши, и карточку с
квадратом и маленьким домом для Мишутки. Дети выбирают медвежонка, с
которым они пойдут гулять и по карточке набирают в корзинку камушки —
фигурки. Гуляя, они рассыпают по дороге камушкифигурки, возвращаясь
домой, собирают их.
Усложнение игрового задания, както раз с медвежатами пошла
гулять мамамедведица, которая взяла с собой все круглые камушки,
Михась —все треугольные, Миша —все прямоугольные, Мишутка —все
квадратные. Соответственно фигурки располагаются на столе в четырех
группах: все треугольные, все квадратные, все круглые и все
прямоугольные. Вариант II. Воспитатель вспоминает с
детьми, как жили медвежата в лесу, и как они гуляли, и что делали,
чтобы не заблудиться. После этого говорит детям: «Заяц, лиса, волк, еж и
белка удивлялись: как это медвежата ухитрялись так далеко заходить в
лес и всегда находить дорогу домой. Медвежата поделились секретом.
Собрались они все вместе, выбрали карточки, на которых нарисовано,
какие камушки будут рассыпать, набрали их и пошли гулять в лес. Михась
взял красные большие, Мишка— маленькие прямоугольные, Мишутка — большие
треугольные, заяц — маленькие треугольные, лиса — маленькие круглые, еж
—большие квадратные, белка—маленькие квадратные, волк —большие
прямоугольные». Дети выбирают себе игрушку, находят ее камушкифигурки и
идут с гулять, разбрасывая их. Возвращаясь домой, собирают
камушкифигурки.
По ходу игры воспитатель при необходимости помогает детям идти по своей дороге, ориентируясь на камушкифигурки.
Усложнение игрового задания на следующий день игрушки
взяли с собой другие камни: Михась — красные круглые, Мишка —желтые
треугольные, Мишутка — красные квадратные, заяц — красные
прямоугольные, лиса — красные треугольные, еж —желтые прямоугольные,
белка —желтые квадратные, волк —желтые круглые. Далее игра идет так же,
как и во втором варианте. Выигрывают те, кто вернулся домой своей
дорогой, собрав все камешки.