ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДОРОГИ" (Логические блоки Дьенеша)
10.12.2011, 15:40
Цель. Развивать умение определять свойства
предметов: цвет, форму и величину; научить сравнивать и группировать
предметы на основе вьщеленных свойств; понимать значение слов,
обозначающих свойства предметов. Материал. Логические блоки Дьенеша. Фигурки зайца, кошки, собаки, медведя, петушка и поросенка. Набор кирпичей и кубов.
Содержание Вариант I. На столах 6 домиков кубиков, у
каждого из которых фигурка животного и геометрическая фигура из блока
Дьенеша: маленький круг, большой круг, маленький квадрат, большой
квадрат, маленький треугольник, большой треугольник. На небольшом
расстоянии от домов выложена дорога из кирпичей. На отдельном столе три
группы фигур: круги, треугольники, квадраты.
Воспитатель приглашает детей поиграть с фигурками. Дети
усаживаются так, чтобы им видны были домики и дорога, и беседуют с
педагогом о том, что видят перед собой. Затем воспитатель предлагает
помочь животным построить дорожки от дома до кирпичной дороги. Для
этого нужно посмотреть, какая геометрическая фигура уже есть у дома,
взять побольше таких же и построить из них дорожку. Договорившись о
том, кто какому животному будет строить дорогу, приступают к работе.
В ходе работы педагог общается с детьми, при необходимости
помогает подобрать фигуры и называет их (надо взять все: и большие, и
маленькие — фигуры заданной формы). Он поощряет попытки взаимообучения,
особенно со стороны «зрителей», предупреждая конфликтные ситуации.
После того как первая группа детей справилась с заданием,
дорожки из фигурок убирают— дождик смыл— и к игре приступает вторая
группа детей. Вариант II. Среда для игры занятия
организована так же, как и в первом варианте. Но геометрические
фигуры группируются по цвету: красные, синие и желтые отдельно.
У порога дома располагается одна цветная фигура. Воспитатель
объясняет детям, что на этот раз животные хотят построить из фигурок
дорожки одного цвета: заяц — из красных, кошка —из желтых и т.д. Дети
выбирают, для кого они будут строить дорогу и приступают к работе. По
ходу игры занятия педагог обращает внимание детей на то, что фигуры
могут быть разной формы и величины, но обязательно одинакового цвета.
После сооружения дорожек можно обратить внимание детей на
расположение фигур; дать задание разложить их по величине, форме с тем,
чтобы по ним было удобнее ходить. Вариант III. На столах 4 домика: зайца,
кошки, собаки и петуха. У порога фигура определенной формы:
треугольник, квадрат, прямоугольник или круг. На отдельном столе
фигуры, разделенные на четыре группы: треугольники, квадраты, круги и
прямоугольники. Воспитатель объясняет детям, что животные хотят, чтобы
дорожки у них были построены из фигурок одинаковой формы: только из
треугольников, квадратов, кругов или прямоугольников.
В ходе игры занятия педагог обращает внимание детей на то,
что фигурки надо подбирать одинаковой формы, а их цвет и величина не
имеют значения.
После выполнения игровых заданий можно предложить детям
поиграть с геометрическими фигурами: перестроить дорожки так, чтобы они
выглядели красиво — упорядочить фигуры по величине, цвету и др.