Цель. Учить определять местонахождение предмета с помощью схемы.
Материал. Лист зеленого картона — полянка (40x30 см), на которой
изображены дороги. На всех перекрестках и в конце дорог — по одной
маленькой елочке; у начала дорог — цветы. 10 карточек (6x4 см), на
которых стрелками указаны направления движения: от самого простого
(снизу—вверх и направо; снизу — вверх и налево) до самого сложного
(например, снизу —вверх, налево, вверх, направо, вверх, налево, вверх),
продвигаясь по которым ребенок сможет найти игрушку. Маленькие фигурки
зайца, медведя, лисы и волка.
Содержание Вариант I. Дети усаживаются вокруг стола, на котором
разложен материал для игры. Воспитатель объясняет правила: «Видите, это
полянка, на которой растут елки и живут разные звери (показывает их).
Звери любят прятаться под елками, а мы будем их искать. У нас есть
карточки (показывает), которые помогут нам в поисках. Ведущий будет
помогать зверушкам прятаться, а играющие — отыскивать их с помощью
карточек. Вот так (показывает). За каждого найденного играющий получает
фишку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек».
В начале игры ребенок отворачивается от игрового поля, а ведущий
(сначала это педагог) прячет под елку любого зверька. После этого
играющий поворачивается, ему дается карточка, указывающая
местонахождение зверя, и он идет его искать. Сначала предлагаются
карточки с простыми схемами движения, и лишь постепенно задания
усложняются. Когда первый участник справляется с заданием, в игру
включается следующий и т.д. Вариант II. В игре участвует ведущий и двое играющих.
Первый играющий выбирает карточку, указывающую место, где спрячется
зверек. Задача второго участника — спрятать по этой карточке любого
зверя, например зайца. Первый ребенок отворачивается от игрового поля, а
второй прячет зайца. После этого первый играющий берет карточку в руки
и ищет зайца. Ведущий наблюдает за тем, чтобы оба участника игры
действовали по правилам. Вариант III. Играющие не только ищут место нахождения зверька, но и дают словесное описание пути движения к нему.
Усложнить игру можно введением правила осуществлять поиск зрительно, без помощи рук.