Каждый ребенок с упоением играет
камешками, палочками, тряпочками и другими незамысловатыми предметами
или вообще не имея под рукой ничего. Но все-таки одна из любимых игрушек
для всех детей (и девочек, и мальчиков) — это кукла.
Куклы бывают разные. У девочек это и разряженные принцессы — красавицы из фарфора,
и резиновые пупсики-голыши, и Барби, и незамысловатые самодельные тряпичные куколки.
У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя ни
одному из них в голову не приходит, что это тоже куклы — солдатики,
человечки из конструкторов (водители, пилоты и пр.), другие фигурки —
как правило, мужского пола.
Дети чутко реагируют на отношение
взрослого к игре: они не будут играть с ним, если почувствуют фальшь,
равнодушие. Взрослый должен суметь на время стать ребенком и играть
увлеченно, с интересом. Естественно, для игры надо выбирать не то время,
когда на плите готовится обед или вот-вот должен раздаться важный
телефонный звонок: малыш почувствует напряжение и поймет, что ему делают
одолжение, согласившись поиграть.
Если ребенок маленький (2—3 года),
инициатива в игре должна принадлежать взрослому. Начните игру, допустим,
так: "Это мама, это папа, это их сыночек, тут у них кроватка, тут
столик..." Далее, держа в руках одного или нескольких персонажей,
обращайтесь с вопросами и предложениями к другим — тем, что в руках
ребенка. Как бы направляйте игру, развивайте сюжетную линию, не забывая
при этом поддерживать инициативу малыша.
Когда в руках играющего говорят персонажи,
лучше делать это, слегка изменяя голос. Но когда взрослый обращается к
ребенку, предлагая изменить что-то в ходе игры, он должен говорить сво-
им голосом. Это будут слова от автора, но не к зрителям, которых нет, а к соавтору.
Реквизитом для игры могут служить готовые,
купленные в магазине игрушки, отображающие кукольную "жизнь". Но лучше,
если в качестве атрибутов используются предметы-заменители — это
развивает фантазию ребенка.
Например, кукольной кроваткой может стать
любая коробка; постельным бельем — кусочки любой материи (желательно уже
стиранной и нарезанной аккуратными лоскутками); посудой — формочки,
старые солонки или нижние части от пластиковых лимонадных бутылок.
Одеждой послужат те же лоскутки, в которые достаточно будет укутать
куклу и перетянуть их веревочкой.
Едой для кукол и других персонажей могут
служить любые мелкие предметы: детали конструкторов, небольшие кубики,
бусины, шишки, камешки.
Ребенок постарше (4—7 и более лет), как
правило, сам выстраивает сюжетную линию, сам располагает реквизит,
раздает роли действующим лицам. Взрослый становится ведомым. Ему только
предлагается в нужный момент производить те или иные действия одним из
персонажей. Но не стоит занимать пассивную позицию. Выдвигайте свои
версии развития сюжета, пусть даже самые неожиданные.
У некоторых девочек нередко бывает
кукла-недотепа, которая становится своеобразным воплощением всех
мыслимых недостатков: и неряха она, и растеряша, и маме грубит, и кашу
не ест, и после обеда не спит. Проигрывая с такой Машей-растеряшей
возможные конфликтные ситуации, малышка, с одной стороны, выплескивает
негативные эмоции, а с другой — пытается победить в себе то, что
вызывает неодобрение старших (ведь сплошь и рядом куклу-недотепу
подвергают весьма серьезным наказаниям: и в углу она стоит, и без
сладкого остается, а случается, что и шлепок получает).
Детям старшего возраста уже недостаточно
кукольной кроватки из коробки и белья из тряпочек. Им надо все
"по-настоящему". Но даже если есть возможность купить куклу с комплектом
одежды и роскошный кукольный дом со всеми атрибутами, лучше предложить
ребенку сделать их самостоятельно.
Если сшить хорошую куклу у
девочки-дошкольницы сразу не получится, можно использовать готовых кукол
или сшитых мамой. А вот с простенькой одеждой она и сама может
справиться.
Дом для куклы можно изготовить из большой
картонной коробки, вырезав окно и раскрасив стены. Шторы получатся, если
приклеить над окнами небольшие кусочки тюля. Мебель можно сделать из
небольших коробочек — отрезав лишнее, превратить их в столики, стулья,
диваны.
Куклы лежат в кроватках. Участники игры
должны разбудить кукол, сделать с ними зарядку, умыть, почистить им
зубы, причесать, убрать постель, одеть, накормить, погулять с ними,
поиграть, вымыть им руки, снова накормить, умыть, раздеть, положить в
постель и спеть колыбельную песенку. Побеждает тот, у кого это быстрее и
лучше получится. |