Цель. Учить детей соединять кирпичи, кубы, выстраивая их в одну линию; различать понятия: короткий —длинный, высокий — низкий. Материал. Набор разных по цвету и величине кирпичей, кубов и призм. Фигурки трех поросят и волка. 2—3 домика разной конструкции.
Содержание
Воспитатель читает начало сказки С. Михалкова «Три
поросенка»: «Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все
одинакового роста кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми
хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: НуфНуф, НифНиф
и НафНаф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на
солнышке, нежились в лужках.
Вот наступила осень. Солнце не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.
«Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то НафНаф своим братьям,
проснувшись рано утром. —Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться.
Давайте построим дом и будем зимовать под теплой крышей».
Детям показывают поросят, и они определяют, кто из них
НифНиф, кто НафНаф, а кто НуфНуф. Педагог предлагает помочь поросятам
построить дома, чтобы они могли перезимовать. Затем вместе с
воспитателем определяется место будущей постройки, а также строительный
материал. Шесть детей строят дома для поросят (один дом строят двое) и
два ребенка выкладывают дороги между домами, чтобы поросята могли
ходить друг к другу в гости.
При необходимости воспитатель помогает детям в работе, в
ответ на просьбы детей советует, из каких деталей лучше строить стены
дома, из каких —крышу, как увеличить высоту, длину или ширину дома и
др.; задает вопросы типа:
«Поместится ли поросенок в доме? Удобно ли ему входить в дом? Достаточна ли ширина дорог? Как ее можно увеличить?»
Когда дома построены, воспитатель говорит детям, что
поросятам очень весело и они поют песенку: «Хоть полсвета обойдешь,
обойдешь, обойдешь, лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь! У
меня хороший дом, новый дом, прочный дом. Мне не страшен дождь и гром!
Дождь и гром, дождь и гром!»
Затем воспитатель продолжает читать сказку: «Три храбрых
братика пошли гулять. По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес,
то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
Что за шум? — недовольно проворчал злой и голодный
волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят.
Ну, какие тут могут быть волки! — говорит в это время НифНиф, который волков видел только на картинках.
Вот мы его схватим за нос, будет знать! — добавил НуфНуф,
который тоже не видел волка. И братья опять развеселились и запели:
«Нам не страшен серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк,
старый волк, страшный волк?»
И вдруг они увидели настоящего живого волка! Бедные
поросята не могли даже пошевелиться от страха. Волк приготовился к
прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята опомнились
и, визжа на весь лес, бросились наутек. Никогда им не приходилось так
быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись
каждый к своему дому. После этого они решили построить один большой дом
на всех, чтобы скрыться от волка».
Педагог предлагает желающим построить прочный и большой
дом для всех поросят, а они выберут самый подходящий и поселятся в нем.
По окончании строительства поросята рассматривают дома. Каждый
строитель хвалит свой дом, но поросята выбирают самый большой и
прочный. На новоселье они поют песенку: «Никакой на свете зверь, хитрый
зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!»