Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам и использовать в деятельности предметы заместители. Материал. Логические блоки Дьенеша.
Карточки (4x8 см) с изображением предметов, сочетающих два признака:
цвет и форму—12 шт.; цвет и величину —6 шт.; величину и форму — 8 шт.
Всего 26 карточек. Карточки с изображением предметов, сочетающих три
признака: цвет, форму и величину, 24шт. Карточки с изображением
предметов, сочетающих четыре признака: цвет, форму, величину и толщину,
— 48 шт.
Содержание Вариант I. Цель. Учить упорядочивать предметы по двум признакам.
Воспитатель показывает детям блоки Дьенеша и предлагает
поиграть с фигурками. Желающие усаживаются вокруг стола, на котором
разложены фигуры. Педагог объясняет правила игры: «Смотрите, здесь
много разных фигур: красных, синих, желтых; больших и маленьких;
квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных. (Все фигуры
показываются.) У меня есть вот такие карточки (показывает), на них
нарисовано, какие фигурки надо брать. Вот на этой карточке нарисованы
синее пятно и кружок. Это значит, что надо брать все синие кружки. Вот
они (собирает). А на этой карточке изображено красное пятно и большой
домик. Это значит, что надо брать все красные большие фигуры. Давайте
соберем их вместе. (Собрали.) А если я возьму вот эту карточку? (Берет
карточку с изображением треугольника и маленького домика.) Догадайтесь,
какие фигурки надо брать. Все собирают маленькие треугольники.
После объяснений педагога каждый играющий выбирает себе 1
карточку и в соответствии с изображением на ней отбирает фигуры, с
которыми потом можно свободно поиграть (кто как хочет). Вариант II. Цель. Учить упорядочивать предметы по трем признакам.
Процесс объяснения способа группировки тот же, что и в
первом Вариант Iе. Особое внимание обращается на то, что нужно
внимательно рассмотреть изображение на карточке: цвет, величину дома и
форму фигуры. Вариант III. Цель. Учить упорядочивать предметы по четырем признакам.
Вначале внимание детей обращается на то, что некоторые
фигурки толстые, а некоторые — тонкие (дети их находят), затем
объясняется, как это свойство обозначено на карточках: толстый или
тонкий человечек. После этого дети берут карточку и с помощью педагога
отбирают обозначенную на ней фигуру. Все самостоятельные действия детей
поощряются.