Цель. Знакомить детей со способом упорядочивания предметов по величине и цвету одновременно. Материал. Набор пирамидок с 3—6 кольцами разного цвета.
Содержание Вариант I. Дети усаживаются вокруг стола.
Педагог показывает пирамидку с 6 кольцами, разбирает ее и перемешивает
кольца. Затем обращается к детям: «Как вы думаете, соберу я пирамидку с
закрытыми глазами?» Выслушав предположения детей, закрывает глаза и
начинает собирать пирамидку, попросив детей внимательно следить и
сказать, если им будет допущена ошибка. После того как пирамидка
готова, детям задаются вопросы: «Как мне удалось собрать пирамидку с
закрытыми глазами? Что я делала? Как собирала пирамидку?» Выслушав
детей, педагог подводит итог: каждый раз берется самое большое кольцо из
тех, которые остались.
Воспитатель предлагает детям выбрать одну из пирамидок,
снять со стержня все кольца, перемешать их и собрать с открытыми
глазами. Необходимо подчеркнуть, что вначале они научатся собирать
пирамидку с открытыми глазами, а затем с закрытыми. Главное, что
собирать следует по правилу: надо выбирать самое большое кольцо из тех,
которые остались. По ходу выполнения задания педагог напоминает, но не
показывает способ сборки. За правильно собранную пирамидку ребенок
получает выигрыш — фишку.
Усложнение игрового задания можно увеличивать количество колец в пирамидках. Вариант II. Предложить сначала собрать пирамидку, начиная с самого большого кольца, а затем наоборот —с самого маленького.
Можно создать проблемную ситуацию, помогающую лучше понять
способ упорядочения. Например, построив матрешек в ряд, предложить
подобрать для них платочки, начиная с самой большой. После этого
педагог обращается к детям: «Маленькая матрешка очень расстроена тем,
что ей все достается в последнюю очередь. Как же сделать, чтобы чашку
она получила первой?» Это поможет детям научиться упорядочивать
предметы и по возрастанию, и по убыванию.