Словесные игры, проводимые в детском саду,
направлены прежде всего на развитие речи детей. В возрасте 2–3 лет
малыши уже способны не только понять то, что им говорят окружающие, но и
самостоятельно выражать собственную мысль.
Именно во время такой игры у ребят
проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о
всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи
между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного
сопровождения.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся
обобщать предметы по общему признаку, находить сходства и отличия в
увиденном, называть изменения, которые произошли с предметами, что,
несомненно, пригодится при обучении в школе.
Для того, чтобы игры, направленные на
развитие речи, проходили более эффективно, при их проведении необходимо
использовать разнообразные наглядные пособия, сочетать беседу со всеми
детьми с индивидуальной, чередовать игры, используя по возможности
каждый раз новые. Прогулка Кати
Цель игры: помочь детям
запомнить последовательность действий, побуждать пользоваться речью во
время игры. Продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Побуждать
ребят пользоваться такими словами, как «спасибо», «пожалуйста», «будьте
любезны» и др.
Оборудование: кукла Катя, небольшой
сад со скамеечками, сделанный ребятами из кубиков, несколько других
игрушек (например медвежонок, лисенок и котенок).
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель показывает
детям куклу Катю и говорит, что сегодня она пойдет гулять в парк,
который дети сейчас построят из кубиков. Всем раздаются кубики, и дети
начинают мастерить скамеечки, бордюрчики, расставляют деревья. Вся
работа должна сопровождаться комментариями ребят. Для этого руководитель
побуждает детей отвечать на его вопросы:
1) а вы любите гулять в парке?
2) для чего там нужны скамеечки?
3) можно ли мусорить, выбрасывая бумажки и банки на траву? Почему?
4) другие.
Во время ответов воспитатель внимательно
слушает детей, при необходимости поправляет, чтобы предложения были
построены правильно.
Следующим этапом, когда парк готов, туда
идет гулять кукла Катя, которая здоровается со своими знакомыми:
медвежонком, лисенком и котенком, разговаривает с ними о погоде, о том,
куда они сегодня ходили и что интересное видели.
Сначала озвучивать куклу Катю может сам
руководитель, а зверей – дети. Но когда все поймут основную суть игры,
то ее проведение можно полностью доверить ребятам, но при этом
внимательно следить за тем, чтобы дети правильно пользовались такими
словами, как «спасибо», «пожалуйста».
Такая игра помогает развивать не только речь детей, но и их воображение. |