Память может быть зрительной, слуховой,
эмоциональной, двигательной. В дошкольном возрасте доминирующей является
непроизвольная память, а в период обучения в школе преобладает память
механическая. Дети запоминают материал благодаря многократным
повторениям. Главное — сформировать осмысленную логическую память,
которая развивается за счет овладения различными вспомогательными
средствами, приемами и способами запоминания. В то же время надо иметь в
виду: независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память,
перегружать ее нежелательно.
шкафчики
Материал: шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы.
Спрячьте мелкие предметы в коробочки на
глазах у ребенка. Затем уберите шкафчик на несколько секунд и покажите
снова. Попросите ребенка показать, что в какой коробочке находится.
что исчезло?
Разложите на столе несколько предметов или
картинок. Ребенок должен рассмотреть их, затем отвернуться. Уберите один
предмет. Теперь ребенок должен посмотреть на оставшиеся предметы и
назвать, что исчезло.
что изменилось?
Разложите на столе несколько игрушек.
Предложите малышу рассмотреть их и запомнить. Затем ребенок должен
отвернуться — в это время одну игрушку добавьте или поменяйте их местами
— и ответить, что изменилось.
запомни и воспроизведи
Вариант 1. Назовите ребенку числа и попросите их воспроизвести. Количество чисел в ряду должно постепенно возрастать.
Вариант 2. Назовите ребенку слова и попросите их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Назовите ребенку числа (слова) в произвольном порядке и попросите воспроизвести их в обратном порядке.
вспомни и покажи
Предложите детям воспроизвести движения
знакомых объектов (например, машущую крыльями птицу, косолапого медведя,
ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).
цепочка действий
Предложите ребенку цепочку действий,
которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к
шкафу, возьми книгу, положи ее на середину стола".
пересказ
Если ребенок не может пересказать текст,
можно прочитать ему его еще раз, но попросить обращать при этом внимание
на отдельные специфические детали, а потом задать ему вопрос: "О чем
этот рассказ?" Предложите связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо
ребенку, или же с какой-то аналогичной историей, сравнить их (в чем
сходство и различие).
Отвечая на вопросы, ребенок учится мыслить,
обобщать, сравнивать, выражать свои мысли в речи,проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. |