Кто что любит?
Материал: картинки с изображениями животных и пищи для них.
Разложите перед ребенком картинки с
изображениями животных и отдельно — картинки с изображением еды,
предложите всех "накормить".
Назови одним словом
Зачитайте ребенку слова одной группы и
попросите их назвать одним или несколькими словами. Например: лиса,
заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива —
фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая
обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся
к нему.
Классификация
Материал: набор картинок с изображениями различных предметов.
Попросите рассмотреть их и разложить по группам.
Подберите серию картинок, среди которых три
картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а
четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите,
почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил?
Слово
Прочитайте ребенку группу слов и предложите определить, какое из них является лишним, например:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий. Храбрый, злой, смелый, отважный. Яблоко, слива, огурец, груша. Молоко, творог, сметана, хлеб. Час, минута, лето, секунда. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, шапка, рубашка. Мыло, метла, зубная паста, шампунь. Береза, дуб, сосна, земляника. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить
или нанизать бусы. Обратите внимание на то, что бусинки должны
чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом
выложите забор из разноцветных палочек и т. д.
Отвечай быстро!
Бросая ребенку мяч, назовите цвет;
возвращая вам мяч, малыш должен быстро назвать предмет этого цвета.
Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму)
предмета.
Упражнения на развитие гибкости ума
Предлагайте ребенку называть как можно
больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова,
обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова,
относящиеся к спорту; наименования диких зверей, домашних животных;
слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.
Говори наоборот
Предложите ребенку игру: "Я буду
произносить слово, а ты говори наоборот, например: большой — маленький".
Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый —
медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый,
сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный,
твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т. д.
Бывает — не бывает
Назовите какую-нибудь ситуацию и в тот же момент бросьте мяч. Ребенок должен поймать его в том
случае, если названная ситуация реальна, а если нет, мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по
небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом
пошел гулять; туфли стеклянные и т. д. |