Уменьши и увеличь
Предложите: "Я буду называть кого-нибудь
или что-нибудь, а ты сделай его маленьким, например: дом — домик, стол —
столик, заяц — зайчик и т. д.". Пусть ребенок пробует самостоятельно
добавлять к словам уменьшительные суффиксы.
Можно делать наоборот — называть слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок должен произносить слово без него.
В процессе игры следите за тем, чтобы малыш
не называл детенышей животных вместо правильного ответа: не заяц —
зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка. Так
же можно играть, используя слова с "увеличивающими" суффиксами: дом —
домище, волк — волчище, муравей — муравьище и т. д.
Назови одним словом
Предложите: "Я буду описывать что-то, а ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом: ^- часы, которые помогают проснуться;
- большая ложка, с помощью которой наливают суп;
- утренняя еда;
- человек, который направляется в дальние страны" и т. д.
Ребенок должен назвать слово. Затем
поменяйтесь ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, поэтому
надо помочь ему составить описание, если у него не получается.
опиши одним словом
Это задание похоже на предыдущее, только
назвать надо не существительное, а прилагательное. Употреблять эти
термины в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто дайте ему
несколько примеров, чтобы он смог выполнить задание:
- чашка для чая (чайная);
- машина для гонок (гоночная);
- щетка для чистки зубов (зубная);
- котлета из мяса (мясная), из моркови (морковная);
- лапа собаки (собачья) и т. д.
как можно узнать...
Задайте ребенку вопросы:
- как можно узнать, холодно ли на улице? (Посмотреть на градусник за окном);
- сварилась ли картошка? (Проткнуть вилкой или попробовать);
- высохла ли рубашка? (Потрогать);
- сладкий ли чай? (Попробовать);
- пишет фломастер или нет? (Попробовать писать);
- крепко ли завязана веревка? (Потянуть);
- есть ли вода в стакане? (Посмотреть);
- есть ли мячик в закрытой коробке? (Потрясти);
- есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить в дверь или по телефону);
- работает ли пылесос? (Включить);
- одинаковой ли длины полоски нарисованы? (Измерить линейкой);
- интересная ли книжка? (Прочитать);
- мягкий ли хлеб? (Пощупать);
- любит ли собачка кашу? (Дать ей попробовать).
кому что нужно?
Вариант 1. Назовите человека или животное — в ответ ребенок должен назвать, какой предмет или предметы ему могут понадобиться:
- парикмахер — ножницы, расческа;
- почтальон — сумка;
- учитель — указка, учебники;
- продавец — весы, касса;
- муравей — палочки, листики;
- пчела — пыльца, нектар;
- птица — веточки, пух (для гнезда).
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Вариант 2, усложненный: не только
назовите предмет, но и скажите, зачем он нужен. Например, ножницы —
чтобы подстригать, весы — чтобы взвешивать покупки и т. д.
часть —целое
Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа названа:
• винт — вертолет, самолет;
• колесо — автомобиль, а еще...
• руль — велосипед...
• парус — ...
• вагон — ....
• крыша — ...
• стрелка — ...
• кнопка — ....
• страница — ...
• подлокотник — ...
• каблук — ...
• козырек — ...
• карман — ...
• клавиатура — ...
• дверь — ...
• стержень — ...
• ветка — ...
• лепесток — ...
• шишка — ...
• семя — ...
• хвост — ...
• плавник — ...
• перо — ...
• клюв — ...
• панцирь — ...
• грива — ... и т. д.
А можно и наоборот. Назовите предмет, а ребенок пусть назовет одну или несколько его частей:
• дом — крыша, дверь ...
• корабль — ...
• велосипед — ...
• троллейбус — ...
• стол — ...
• кресло — ...
• книга —...
• компьютер — ...
• часы — ...
• авторучка — ...
• чемодан — ...
• пальто — …
• плита — ...
• чайник — ...
• удочка — ...
• гитара — ...
• дверь — ...
• забор — ...
• качели — ...
• колос — ...
• цветок —
• дерево — ...
• гриб — ...
• жук — ...
• бабочка — ...
• собака — ...
• яблоко — ...
• кочан капусты и т. д.
Если ребенок затрудняется дать ответ,
помогите ему — приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.
Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане
может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения
заданий обращайте внимание ребенка на то, что разные предметы имеют
части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и туже
функцию, даже имеющие разную форму. Например, руль у автомобиля и
велосипеда и т. д.
Скажи по-другому (синонимы) и наоборот (антонимы)
Игра снова строится на примерах. Скажите ребенку следующее: "Есть слова, которые означают одно и то же, например:
• жесткий — твердый;
• печальный — грустный;
• смелый — храбрый;
• блестеть — сиять;
• сердиться — злиться;
• враг — противник".
Пока вы произносите одно из таких слов, малышу надо подумать, как его можно назвать по-другому.
Затем: "Есть также слова, которые означают противоположное понятие, например:
- жара — холод;
- добро — зло;
- друг — враг;
- здоровый — больной;
- горький — сладкий;
- белый — черный;
- говорить — молчать;
- смеяться — плакать;
- ложиться — вставать;
- закрывать — открывать".
Пусть ребенок сам подберет антонимы к словам. Попробуйте поменяться ролями — пусть малыш сам придумает задание.
Четвертый лишний
Вариант 1. Правила игры наверняка
известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок должен
выбрать одно лишнее — слово, которое по значению не вписывается в данный
ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов.
В подобную игру можно играть, используя
картинки, — это гораздо проще. Без картинок, на слух, не каждый ребенок
сразу разберется, как решить задание. Во-первых, надо хорошо запомнить
все
слова и быстро понять, что именно не
вписывается в общий ряд, поэтому для начала давайте упрощенные задания, а
затем уже переходите к более сложным.
Вариант 2, упрощенный. Сначала
назовите ребенку признак, по которому следует сортировать слова.
Например, предметы, которые бывают на кухне: сковородка, холодильник,
кровать, ложка. Ребенок сразу сообразит, что именно не совсем уместно на
кухне, и даст правильный ответ.
Проводя такие тренировочные игры,
старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединения
слов (не только традиционный — назначение предмета). Пусть это будут и
цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость
— жесткость, и прозрачность — непрозрачность и т. д.
Можно называть животных, объединяя их в
группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и
т. д. Называйте не только существительные, но и прилагательные,
объединенные общим признаком. Например: горячий, теплый, жесткий,
холодный (лишнее слово — жесткий, общий признак — температура).
Вариант 3, упрощенный. Перечислите
не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не
называйте общий признак — пусть ребенок сам догадается.
Продолжи предложение
Игра может носить как серьезный, так и
шуточный характер (об этом можно договориться с ребенком заранее).
Начните сложное предложение — ребенок должен его продолжить. Вариантов
может быть множество, на любую интересную тему:
- наш корабль выплыл в открытое море, и тут...
- путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели...
- принцесса неожиданно проснулась, потому что...
- Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось...
продолжи рассказ
Игра похожа на предыдущую, но здесь
взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из
которых продолжает начатый рассказ.
состоящие из заданных звуков, если, конечно, с ними велась предварительная работа.
Естественно, не все дети достаточно четко
различают на слух определенные группы звуков, поэтому нередко путают их.
Это относится в основном к определенным звукам. Например, чаще всего
малыши не дифференцируют на слух звуки С и Ц, С и III, Ш и Ж и др. Для
развития фонематического слуха детям этого возраста предлагают игры и
упражнения, в которых надо выделить слова с заданными звуками из фраз,
небольших стихотворений.
выдели слово
Предложите детям хлопать в ладоши (топать
ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т. д.), когда они
слышат слова с заданным звуком.
Игры для развития фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на
слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут
самостоятельно подбирать слова,
какой звук есть во всех словах?
Произнесите три-четыре слова, в каждом из которых есть общий звук: шуба, кошка, мышь, — и спросите у ребенка, какой это звук.
подумай, не торопись
Вариант 1. Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ;
- вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова СЫР (воробей, гран...);
- подобрать слово, первый звук в котором будет К, а последний А;
- назвать предмет в комнате с заданным
звуком, например: "Что заканчивается на Л, что начинается на С, в
середине слова имеет звук Т?" Вариант 2. То же задание с использованием сюжетных картинок или из лото. Можно использовать иллюстрации.
шутки-минутки
Прочитайте детям строчки из стихов,
намеренно заменяя буквы в словах. Дети должны найти ошибку в
стихотворении и исправить ее, например:
Хвост с узорами, сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин том.
За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мед.
Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползет зеленый лук С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.
Такие потешки-прибаутки будут не только полезны для общего развития, но и сделают "урок" веселым и легким для запоминания.
Полезные советы
1. Разговаривайте с малышом как можно
больше. Произносите все слова правильно: употребление "детской" лексики
может помешать формированию речи ребенка.
2. Будьте внимательны к тому, что пытается сказать малыш. Выслушивайте его и давайте ответы на все вопросы.
3. Если ребенок ошибается, относитесь к этому снисходительно. Ошибки — неизбежный этап развития речи.
4. Развивайте умение малыша слушать и быть
внимательным: "Вот слышишь — едет машина,а это пыхтит пылесос, а что
это? Да, правильно, это звенит будильник". Пусть малыш учится
самостоятельно различать звуки, угадывать, что как звучит.
5. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, строил предложения.
6. Учите с ним небольшие стихотворения, сказочки — запоминая и повторяя их, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.
7. Учите малыша сочинять связные рассказы о
том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это формирует
такое умение, как контекстная речь, т. е. способность представлять себе
события, которые должны произойти, умение найти форму для рассказа о
них.
Если уделять развитию речи ребенка
достаточно внимания, то со временем он непременно порадует вас
прекрасным произношением, умением красиво говорить, правильно строить
предложения, у него появятся естественное чувство языка и любовь к
слову. |