Внимание является одним из основных
условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него
объема знаний, приобретение умений и установление контакта со взрослым.
Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться подражать
действиям взрослого или выполнять словесные инструкции. Развитие
внимания тесно связано с развитием памяти.
Где что?
Цель: развивать внимание, а также расширять кругозор и увеличивать познавательную активность.
Договоритесь с ребенком, что он будет
хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например
"животные". После этого произнесите ряд разных слов. Если ребенок
ошибся, начните игру сначала. Со временем можно усложнить задание,
предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название
растения, и хлопать, когда услышит название животного.
Желательно проводить занятия с группой детей.
Что изменилось?
Вариант 1. Перед началом игры
подготовьте материал (разнообразные мелкие предметы, например спички,
ластики и т. д.), разложите его на столе и накройте газетой. Ребенок
должен в течение 30 секунд запомнить расположение предметов,
отвернуться, после этого посмотреть на них еще раз и сказать, что
изменилось. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить одно
очко, за каждую ошибку вычесть столько же. Если в игре принимали участие
несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее
количество очков.
Вариант 2. В этой игре принимают
участие несколько игроков. Участники должны стать в ряд, а ведущий —
выбрать одного из них. Выбранный игрок должен запомнить, как выглядит
каждый из участников. После этого он должен уйти или отвернуться, а
затем назвать происшедшие изменения (расстегнутые пуговицы, развязанные
шнурки и т. д.).
Вариант 3. Это занятие можно
проводить с одним ребенком. Дайте ему для сравнения две картинки с
одинаковыми на первый взгляд изображениями. Пусть малыш постарается
найти различия.
Также для развития внимания можно делать
следующее упражнение: дайте ребенку картинку с изображенным на ней
наполовину раскрашенным предметом, например бабочкой или цветком, и
предложите малышу раскрасить ее до конца.
Сложи узор
Материал: разнообразные фигуры.
Составьте дорожку или узор из определенных
фигур. Попросите ребенка посмотреть на него, затем отвернуться. Измените
расположение одной фигуры (потом двух-трех) и попросите малыша
восстановить первоначальный вид дорожек (узоров).
Усложненный вариант. Уберите дорожку
(узор) с поля. Предложите ребенку восстановить его самостоятельно.
Можно еще раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с
закрытыми глазами на ощупь.
Обезьянки
Цель: развивать внимание, координацию движений, память.
Материал: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы
должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т. д.
Предложите детям: "Давайте мы с вами
сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют
передразнивать, повторять все, что видят". На глазах у детей сложите
конструкцию из кирпичиков (или из того материала, который используете
для игры). Ребята должны по возможности точно скопировать не только
конструкцию, но и все движения ведущего.
Вариант: построенную на глазах у
детей конструкцию закройте листом бумаги или коробкой и предложите им
сложить ее по памяти (потом результат сравните с образцом).
Очередь
Материал: карточки-картинки или какие-нибудь предметы.
Посадите их вместе с ребенком в очередь,
например к зубному врачу, парикмахеру и т. п. Попросите ребенка
отвернуться и что-либо уберите, затем спросите: "Кто убежал из очереди?"
Снова попросите ребенка отвернуться, поменяйте карточки местами и
задайте вопрос: "Кто перепутал очередь?" Переверните карточки и
спросите: "Где сидит бабочка? Где сидит слоник?" и т. д.
все помню
В этой игре принимают участие несколько
человек. Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью,
который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.
Попросите участников сесть в круг и выбрать
тему, например города, после чего по очереди перечислить их названия.
При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим
участником, и добавлять свое название города. Судья в это время должен
все записывать. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
спрятанная фраза
Цепь: помогать ребенку развивать внимание, проявлять находчивость и научить сосредоточиваться.
Выберите ведущего, которому придется искать
спрятанные слова. Он должен выйти из комнаты — в это время участники
задумывают всем известную фразу или выражение. После того как ведущий
вернется в комнату, он должен попытаться угадать фразу с помощью
наводящих вопросов. Например, если была загадана фраза "Язык до Киева
доведет", ее можно разбить на несколько слов, демонстрируя это
движениями или другими действиями [язык, Киев,доведет), и использовать их в ответах на вопросы ведущего.
цифровая таблица
Материал: таблица с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 25.
Игра подходит для ребенка, который знает
достаточно большое количество цифр. Положите таблицу перед ребенком и
предложите как можно быстрее показать и назвать все цифры в правильном
порядке. Более сложный вариант — в таблицу с 25 клетками вписать цифры
от 1 до 35, пропустив 10 из них. Ребенок должен показать все цифры,
назвать их и заметить пропуски. При этом можно засечь время. В том
случае если ребенок не справляется с заданием, можно сделать для него
таблицу из девяти клеток.
Развитие слухового внимания
кто что услышит?
Цель: развивать умение сосредоточиваться на звуке, чтобы научиться слушать и понимать речь независимо от силы голоса. Материал: различные игрушки.
Шепотом с расстояния 2—3 метров окликните
ребенка. Затем давайте шепотом краткие простые задания, произнося их
тихо, но очень четко. Например: "Принеси куклу", "Подними мишку" и т. д.
где позвонили?
Цель: развивать направленность слухового внимания и умение определять направление звука, научить ориентироваться в пространстве.
Материал: колокольчик.
Играйте в прятки и кроме голосовых команд
("Ау!") звоните в колокольчик. Через некоторое время спрячьтесь и только
звоните в колокольчик.
Когда ребенок привыкнет к колокольчику,
проводите следующий вариант игры: закрывайте ребенку глазки и звоните
колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда откроете глазки,
покажите, откуда звенел колокольчик. В дальнейшем ребенок с закрытыми
глазками должен тянуться к звенящему колокольчику.
определи на слух
Цель: развивать слуховое внимание.
Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки
(книжка, бумага, ложка, барабан, колокольчик, дудка и т. д.).
Назовите игрушки, привлекая внимание к
различным звукам, издаваемым предметами, и попросите воспроизвести эти
звуки. Затем возьмите две вещи, издающие характерные шумы, закройте
ребенку глазки и пошумите одной из них. Откройте глазки и вместе
определите, какой предмет издавал звук. Постепенно увеличивайте
количество предметов.
кто как плачет?
Цель: стимулировать речевые
высказывания (желательно как можно чаще проводить игры-переклички):
когда ребенок лепечет, взрослый повторяет звуки ребенка, вовлекая его в
общение с помощью речи, затем произносит новые звуки и слоги, а ребенок
ему подражает.
Материал: кукла, игрушки (кошечка, собачка и т. д.).
Вариант 1. Несколько раз покажите
игрушку и назовите ее. Вместе с ребенком укачивайте куклу и произносите:
"А-а-а!" (кукла плачет). Или спросите: "Как кричит ослик ("Иа!"),
мяукает кошка, лает собака?" и т. д. Несколько раз повторите звуковые
комплексы, затем в процесс повторения вовлеките ребенка,
Вариант 2. Покажите игрушку
(например, куклу) и спросите: "Как кукла плачет?" Предложите другие
звуковые комплексы: "Ау!" (дети заблудились в лесу), "Бух" (падает
что-либо), "Бум-бум" (бьют в барабан), "Би-би" (едет машина), "Ту-ту"
(едет паровоз) и т. д.
ручками похлопаем, ножками потопаем
Цепь: тренировать умение переключать
слуховое внимание, выполнять действия в соответствии с различным
звучанием бубна, развивать способность подражать действиям взрослых. Материал: бубен.
Играйте втроем: двое взрослых и ребенок.
Сначала пусть один из ведущих постучит в бубен тихо, другой в это время
вместе с ребенком должен хлопать в ладоши. Затем бубен начинает звучать
громко — вместе начинайте топать ногами. Игру повторяйте, меняя звучание
бубна 3—4 раза Добивайтесь все большей самостоятельности ребенка. |